2017-05-15

В Доме дружбы народов пройдут «Вечёрки на Еланке»

Просмотров: 1276

вечерки на еланке а3 - копия

 

28  мая в 17 часов в Доме дружбы народов им.А.Е. Кулаковского состоятся «Вечёрки на Еланке». Мероприятие посвящено 275-летию Иркутско-Якутского почтового тракта, где выступят ансамбли потомков государевых ямщиков «Ямские бубенцы» и «Ямская гармонь», народный хор русской песни «Раздолье», солист ансамбля «Русь» Алексей Солдатов, народный ансамбль танца «Сюрприз», ансамбль русского танца «Ярилов день».

 

275 лет назад между Якутском и Витимом, который был в Иркутской губернии, был проложен тракт, по которому конные ямщики возили почту. Позже тракт соединил Якутск с Иркутском, его протяженность составила более двух тысяч километров. Это была одна из самых длинных и тяжелых дорог в Сибири.

 

Вначале почту по тракту «разгоняли» местные жители. На Олекме ямы обслуживали вилюйские, на остальной территории — хангаласские якуты.

 

В те далекие времена по казенному тракту в Якутск доставлялись царские указы, циркулярные письма, а из Якутска чиновники, служилые люди, воеводы, исправники, купцы связывались с Центральной Россией. Участь гонщиков якутских почтовых ям была тяжелой, повинность — разгон почты — они несли бесплатно. Нередко ямщики-якуты, не выдержав, убегали, оставляя ямы открытыми.

 

Эту проблему решили следующим образом: по высочайшему указу для содержания ямов между Якутском и Иркутском разгонщиками почты стали набирать крепостных крестьян из центральных губерний России, сибиряков, некоторых — принудительно и как повинность. Крестьяне освобождались от крепостного права, бесплатно получали землю и угодья. В ту пору для определения места установления почтовых станций между Иркутском и Якутском работала комиссия. Через каждые 15-30 километров (до этого расстояние между станками было больше) ставили столбы с номерами для будущих постоянных почтовых станций. Приезжим ямщикам разрешалось строить свои дома, иметь хозяйство, содержать скот, на выделенных землях заниматься огородничеством и хлебопашеством. Последнее даже вменялось в обязанность наряду с разгоном почты. Отсюда и произошло слово «бааhынайдар» — пашенные крестьяне.

 

Вплоть до 50-х годов XX столетия по тракту еще возили почту и людей. Затем от станции Невер до Якутска по правому берегу Лены была проложена грунтовая дорога, а почту стали возить самолетами. Старый Иркутско-Якутский тракт потерял былое значение. Дорога стала межрайонной, соединяющей совхозные центры с отдаленными деревнями. Многие станции оказались заброшенными во время кампании укрупнения совхозов.

 

Иркутско-Якутский тракт дал начало Вилюйскому, а также Верхоянскому, Колымскому трактам, другая его ветвь — это Айанский и Охотский тракты. По этим дорогам проходили казачьи отряды, собиравшие ясак, затем их сменили различные экспедиции исследователей северных земель, берегов Ледовитого океана. По этим дорогам русские люди доходили до берегов Северной Америки, Аляски. С открытием Амура эти трассы, как и Якутск, бывший некогда крупным узлом связи на северо-востоке Азии, потеряли прежнее значение. Впоследствии по северным трактам проходили этапы ссыльных, каторжан, начиная с декабристов и кончая узниками сталинских лагерей на Колыме. По этим дорогам пролегал и большой торговый путь через Якутск, Жиганск, Верхоянск, Колыму доходивший до Чукотки и Камчатки, интенсивно действовавший в зимнее время.

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью