Эвены Якутии провели праздник пробуждения природы Просмотров: 1957
27 мая в местности Чочур Муран прошел эвенский обрядовый праздник Айанҥа Мяланни (Пробуждение природы и рождение оленят). Организаторами стали Союз эвенов Якутии, этнофольклорный ансамбль «Долгунча», молодежный клуб «Айнуран» и Дом дружбы народов им.А.Е. Кулаковского. На празднике были проведены обряды, связанные с традиционным циклом жизни северного народа и игры.
Пробуждение природы для каждого эвена имеет сакральный смысл. С ним связывали обновление и очищение всего живого, переход в новый временной цикл. Все традиции, ритуалы связаны с окружающим миром. Они учат любить и беречь природу, богатства, которые хранит земля. Обряды северян несут в себе большой смысл, многовековой опыт жизни народа. Праздник начался с обряда очищения дэлбургэ, все присутствующие были окурены дымом священного багульника от невзгод и неудач проходящего года.
Затем старейшина эвенского рода «Хиндэл» Зинаида Никулина провела обряд улидек. В дар духам Земли огню были преподнесены кусочки оленьего жира хачин, подшейный волос оленя, чай и оладьи. Зинаида Платоновна испросила благословления и благополучия для всех эвенских родов. Затем старейшина эвенского рода «Тугисил» Мария Егоровна Гоголева исполнила старинную родовую песню о пробуждении природы. Все участники праздника были приглашены на ритуальный круговой танец хээдьэ, запев которого исполнила старейшина эвенского рода «Кукуин» Галина Дмитриевна Колесова.
Очень необычным был обряд поклонения солнцу. Необходимо посмотреть на небесное светило через треугольник, образованный из соединенных пальцев: большого и указательного на обеих руках. Посмотрев через него, надо обернуться вокруг себя, положив руки – левую на сердце, правую сверху крест на крест – и снова посмотреть на солнце. Это движение необходимо повторить трижды, тогда тело максимально заряжается солнечной энергией.
Праздник продолжился обрядом очищения и кормления оленей. Старейшина подносит ягель, соль, молодую траву, вторая старейшина веткой ивы очищает шерсть оленя. После этого его проводят по кругу, а участники обряда бросают перед оленем траву. Все это действо сопровождалось песней «Аинчан» в исполнении ансамбля «Долгунча».
Также прошли игры «есчимэкчэк» (двое парней подбегают к оленям, навьючивают на них седла и, взяв за узду, бегут до отметки и обратно. Победившего оленя украшают праздничным убранством, юноша проходит круг почета с оленем), «орам дьавадяк» (девушки убегают, изображая бег оленей, парень-оленевод ловит их маутом, первую пойманную девушку усаживают верхом на коня), «алалдакан» (двое парней бросая одновременно маут, ловят им аркан соперника), «дакламкин» (на землю кладут веревку или маут и по ней с завязанными глазами соревнующиеся должны перейти «реку», если игрок наступит на землю, это означает, что он упал в воду и проиграл). Все желающие отгадывали эвенские загадки.
В проведении обрядов праздника помогала династия оленеводов Погодаевых из Томпонского района – Мария Петровна, Михаил Александрович и Ариан. Юноша стал победителем древней народной игры «Есчимэчэк».
С прекрасными песнями выступил эвенский мелодист из Эвено-Бытантайского района Михаил Уманов.
Эвенский обрядовый праздник «Айанҥа Мяланни» — воплощение мудрости северного народа. Подобные народные праздники вызывают чувство гордости за свой край, свой народ, живущий на Крайнем Севере и хранящий традиции и обычаи.
Пресс-служба Дома дружбы народов им.А.Е. Кулаковского