2015-02-02

О стихах Елены Слепцовой – Куорсуннаах

Просмотров: 2004

1
Давно уже я не читал стихов, написанных с такой обжигающей страстностью и такой глубокой и неподдельной болью за свой народ, как у Елены Слепцовой – Куорсуннаах. Да что там – «написанных»! Скорее уж – выкрикнутых!.. «Нам дал повеление сам Чингисхан – вести сквозь столетья родов караван!» — так , перекликаясь с идеей знаменитого романа Народного писателя Якутии Николая Лугинова «По велению Чингисхана», формулирует поэтесса свое понимание бытия народа Саха в параметрах истории и вечности. Стихотворение, из которого эти строки, называется «Родословная народа Саха» — это, на мой взгляд, одно из самых ее жестких и даже отчасти жестоковатых стихотворений, которое, вместе с тем, как никакое другое, раскрывает перед нами душу поэтессы и помогает понять глубинные истоки той боли за якутский народ, которая является едва ли не основным творческим импульсом ее творчества. С такой болью за народ сегодня пишет, пожалуй, только Валентин Распутин, только его рассказы и повести посвящены проблемам сохранения русского народа, а стихи Елены Слепцовой – Куорсуннаах адресованы якутам.

Для большинства из тех, кто живет сегодня в европейской части России и, особенно, в Москве, жизнь в Республике Саха (Якутия) ассоциируется в первую очередь с валяющимися прямо под ногами россыпями алмазов и падающими с деревьев прямо на плечи прохожих песцами и соболями. Однако жизнь там полна своих довольно тяжело решаемых проблем и трудностей, на которые накладываются еще и суровейшие природно – климатические условия. Но и сюда, в эти естественно – заповедные места уже прорывается западная масс культура, уже протягивает свою хищную лапу международный глобализм, стирающий всякую национальную самобытность и национальную культуру, и стремящийся превратить людей любой расы и любой национальности в безлико – однотипных потребителей соевых гамбургеров, батончиков «Сникерс» и фильмов про Терминатора.

Противостоять всему этому можно только тогда, когда в душе имеется твердая духовно – культурная основа, о которую, как о крепостные стены, будут разбиваться любые информационно – пропагандистские атаки глобализма. А если такой основы в народе нет? Если язык предков, который как раз и несет в себе программу исторического бытия народа в истории и вечности, оказался почти забытым и сегодня еще только возвращается в культуры и жизнь своего народа, если родительская вера отодвинулась на второй план, а место национальной культуры заняли всевозможные телевизионные шоу развлекательного и, в большинстве случаев, если не полупорнографического, то очень низкого по уровню своей культуры и откровенно пошлого характера? Тогда на помощь народу должны прийти его лучшие поэты, которые своим словом напомнят ему о тех свершениях и подвигах, которыми прославили себя в истории их предки, создавая великую национальную государственность, духовность и культуру.

И еще одна немаловажная особенность поэзии Елены Слепцовой – Куорсуннаах. Будучи насквозь пронизанными глубокой исторической образностью и деталями прошлого, ее стихи в то же время являются необычно остросовременными и близкими именно сегодняшнему читателю, жителю Республики Саха (Якутия) ΧΧΙ века и всем нам – гражданам огромной Российской Федерации, на протяжении многих столетий объединяемых великим русским языком и с отворяемой с его помощью поэзией. Сегодня в это животворящее море российской поэзии вливаются также стихи якутской поэтессы Елены Слепцовой – Куорсуннаах – и этот ручеек, как мне кажется, вполне способен обогатить своим незамутненным потоком застоявшиеся воды российской поэзии.

2

РОДОСЛОВНАЯ НАРОДА САХА

С древнейших времен в наших жилах текла

горячая тюрксая кровь, что влекла

нас в степи бескрайние – кости ломать

всем тем, кто топтал нашу Родину – мать.

 

В народе якутском и малый, и стар

Был духом сильнее проклятий татар.

Нам дал повеление сам Чингисхан –

вести сквозь столетья родов караван!

 

Мы резали жилы и рвали кадык

народам,  что в нас не признали владык.

Никто нам не мог быть преградой: нас – тьмы!

И черная кровь нам пьянила умы.

 

Копытами в землю, как в бубен, стуча,

военные кличи до неба крича,

мы мчались по миру лавиной сплошной

с культурой богаче, чем царской мошной.

 

Мы пили свободу, как пьют молоко,

Слагая бессмертную песнь Олонхо,

оставлен наш след среди камня и мха –

вот срез родословной народа Саха!..

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью