2018-12-05

Рекомендации Третьего этнофорума «Диалог народов – диалог культур»

Просмотров: 1833

 

 

2 ноября в Якутске состоялся Третий межрегиональный этнофорум «Диалог народов — диалог культур». В его рамках прошли круглый стол «Экономическая адаптация мигрантов и их социокультурная интеграция на территории РФ» и панельная дискуссия «Миграционные процессы: сложные явления современной общественной жизни». Задачами круглого стола стали обсуждение вопросов о взаимной аккультурации этнической группы мигрантов и принимающего общества, обмен опытом работы по адаптации и интеграции трудовых мигрантов с местным населением в целях изменения восприятия образа мигрантов.

 

Модератором круглого стола выступил первый заместитель министра по внешним связям и делам народов РС(Я) Васильев В.Н.

 

В качестве экспертов круглого стола выступили: Романова Е.Н., д-р истор. наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, член Президиума Ассоциации антропологов и этнографов России; Войцеховская Т.В., канд. философ. наук, доцент кафедры философии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Полин В.В., старший помощник прокурора РС(Я) по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональным отношениям, противодействию экстремизму и терроризму; Цой Л.Н., канд. социол. наук, руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов, руководитель курса повышения квалификации «Социология конфликта»  Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; Попова Я.А., главный специалист отдела по взаимодействию с работодателями и трудовой миграции Государственного комитета РС(Я) по занятости населения; Батаева Н.Ж., председатель Красноярской местной общественной организации «Кыргызская национально-культурная автономия».

 

В ходе круглого стола были заслушаны следующие выступления:

 

1. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Саха (Якутия)

 

Копылов Алексей Тимофеевич, руководитель отдела социологического  мониторинга ГБУ РС(Я) Национальное агентство «Информационный центр при Главе РС(Я)

 

Бравин Дмитрий Дмитриевич, руководитель отдела мониторинга сетевых информационных ресурсов ГБУ РС(Я) Национальное агентство «Информационный центр при Главе РС(Я)

 

2. О миграционной ситуации в Республике Саха (Якутия)

 

Посельский Игорь Игоревич, заместитель начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по РС(Я)

 

3. О деятельности Единого миграционного центра Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия)

 

Степанов Николай Вячеславович, вице-президент  Торгово-промышленной палаты РС(Я)

 

4. Мигранты в Республике Саха (Якутия): культура этнодиалога»

 

Романова Екатерина Назаровна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, член Президиума Ассоциации антропологов и этнографов России

 

Алексеева Евдокия Кимовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

 

5. Проект организации социальной и психологической помощи мигрантам

 

Егорова Аида Июньевна, директор Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, канд.псих.наук

 

6. Демографическая  ситуация в ДФО в зеркале социологии» по материалам исследования АНО «Институт научно-общественной экспертизы

 

Ефремова Лена Павловна, председатель Комиссии социальной политики Общественной палаты РС(Я)

 

7. Об опыте работы общественной организации по социокультурной адаптации мигрантов в Красноярском крае

 

Батаева Назгуль Жанышбековна, председатель Красноярской местной общественной организации «Кыргызская национально-культурная автономия»

 

8. Адаптация и интеграция мигрантов: проблемы и перспективы

 

Бегджанян Рузанна Вачагановна, заместитель председателя Союза армян РС(Я)

 

9. Способы повышения юридической грамотности мигрантов»

 

Никонов Константин Егорович, магистрант Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

 

На панельной дискуссии «Миграционные процессы: сложные явления современной общественной жизни» обсуждены вопросы: миграционные процессы как фактор социального преобразования и развития в регионах Российской Федерации; возможные последствия миграционного процесса для общества, пути регулирования миграционными процессами, вероятности возникновения межэтнических конфликтов и других аспектов сферы межнациональных и миграционных отношений.

 

Модератором панельной дискуссии выступила старший научный сотрудник отдела этнической социологии Института социологии РАН, преподаватель факультета гуманитарных и социальных наук Российского государственного университета дружбы народов, канд.социол. наук Арутюнова Е.М.

 

Экспертами панельной дискуссии стали Цой Л.Н., канд.социол. наук, руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов, руководитель курса повышения квалификации «Социология конфликта» Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; Михайлова В.В., канд. философ.наук, доцент кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Войцеховская Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры философии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Бейсембаева Г.А., член Совета общественного движения «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», заместитель председателя Мирнинского отделения Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия), председатель Казахской общественной организации Мирнинского района «Атамекен», канд.социол. наук.

 

На панельной дискуссии выступили:

 

1. Онтология конфликта: этно-национальные особенности

 

Цой Любовь Николаевна, кандидат социологических наук, руководитель исследовательского комитета «Социология конфликта» Российского общества социологов, руководитель курса повышения квалификации «Социология конфликта»  Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, генеральный директор московской школы конфликтологии

 

2. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)

 

Сукнева Светлана Александровна, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института региональной экономики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 

 

3. Межконфессиональные и межнациональные отношения с точки зрения ислама

 

Сайпула Багавдинович Исаев, преподаватель Основ религии, арабского языка и Корана при Муфтияте РС(Я), помощник Имама

4. Этномедиация как один из способов урегулирования и предотвращения межнациональных конфликтов

 

Иванова Долгуяна Николаевна, магистрант Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,исполнительный директор АНО внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский Республиканский Центр медиации»

5. Межэтнические конфликты в спортивной сфере

 

Захаров Тимур Афанасьевич, магистрант Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

 

6. Объединение католиков и мусульман в Олекминском округе в конце XIX — начале XX в.

 

Корякин Петр Иванович, начальник отдела использования документов Национального архива РС(Я)

 

В работе круглого стола и панельной дискуссии приняли участие представители общественности, науки, культуры и органов государственной власти, местного самоуправления республики, всего 153 человека.

 

В ходе выступлений участники отметили, что в настоящее время в Якутии все больше актуализируется миграционный вопрос в связи с ежегодным увеличением числа мигрантов, в основном из ближнего зарубежья – Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Армении.

 

По данным Управления по вопросам миграции МВД по РС(Я), ежегодно Якутию посещают около 40 тыс. иностранных граждан с различными целями въезда. На сегодняшний день на основании разрешения временного проживания в Якутии проживают 4422 иностранных гражданина, постоянно проживают 4664 иностранных гражданина. Отмечается ежегодный рост числа иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание и российское гражданство.

 

В этом плане важнейшим средством гармонизации общественных отношений является целенаправленная совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта по адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Республики Саха (Якутия).

 

31 октября 2018 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Как говорится в тексте концепции, целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного кода. В обновленной концепции также перечисляются основные принципы миграционной политики, среди которых — комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации, приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории, учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации.

 

В 2018 г. Указом Главы Республики Саха (Якутия) принята Концепция миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019 — 2022 годы и утвержден план мероприятий по ее реализации. Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2022 году: сократить миграционную убыль в Республике Саха (Якутия) в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом; снизить коэффициент напряженности на рынке труда до 1,6; сократить численность иностранной рабочей силы по отношению к общей численности занятого населения Республики Саха (Якутия) до 3,7%; снизить дифференциацию районов Республики Саха (Якутия) по уровню общей безработицы с 4,2% до 4,0%.

 

С 2017 г. в г. Якутске начал свою работу Единый миграционный центр, созданный на базе Торгово-промышленной палаты РС(Я). Благодаря работе центра иностранные граждане сегодня имеют возможность в одном месте пройти медицинское освидетельствование, встать на миграционный учет, сдать экзамены по русскому языку, истории и законодательству Российской Федерации.

 

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» совместно с национально-культурными объединениями проводит работу по укреплению единства и этнокультурному развитию народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), в том числе с привлечением мигрантов.

 

Ресурсный образовательно-методологический центр в сфере национальных отношений Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» ежегодно с привлечением лекторов, преподавателей юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова проводит просветительские занятия по теме «Социокультурные нормы поведения народов, проживающих в Республике Саха (Якутия)», «Правовое регулирование в сфере трудовой миграции в РФ» для трудовых мигрантов. Разработаны и изданы брошюры «Памятка для иностранных граждан, прибывших для выполнения трудовой деятельности на территории Республики Саха (Якутия)».

 

Отмечая высокую эффективность и конструктивный характер состоявшихся выступлений и дискуссий, а также выражая заинтересованность в дальнейшей работе по созданию условий социальной и культурной адаптации иностранных граждан, участники круглого стола и панельной дискуссии РЕКОМЕНДУЮТ:

 

  1. Поддержать предложение Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН о реализации проекта «Социокультурная адаптация мигрантов на принимающей территории и формирование позитивного образа мигранта в российском обществе». 

Целью проекта является предотвращение межнациональных конфликтов, создание толерантных отношений в поликультурной среде. В результате реализации проекта будут решены следующие задачи: формирование позитивного образа иностранного гражданина в среде принимающей стороны, установление эффективной межнациональной коммуникации в поликультурной среде, решение проблемы информационной объективности в СМИ, создание программы и инструментов коммуникации между сообществами мигрантов и коренным населением.

 

  1. Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия): 

2.1 проводить аналитическую и научно-исследовательскую деятельность по изучению миграционной обстановки для прогнозирования, регулирования миграционных потоков и принятия профилактических мер.

2.2 создать социальную службу для работы с иностранными гражданами и их семьями, предусмотрев в ней ставки психологов, конфликтологов и социальных работников.

2.3 совместно с Единым миграционным центром Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), Министерством по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) создать единый информационный сайт для иностранных граждан по  правовым, социально-экономическим, культурным и иным вопросам.

  1. Министерству по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия): 

3.1 оказать содействие Институту гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН в реализации проекта «Социокультурная адаптация мигрантов на принимающей территории и формирование позитивного образа мигранта в российском обществе.

 

3.2 обобщить и распространить  опыт работы муниципальных образований Республики Саха (Якутия) социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

 

3.3 совместно с Ресурсным образовательно-методологическим центром в сфере национальных отношений Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» рассмотреть возможность проведения в 2019 году дискурса на тему межнациональных отношений в СМИ.

 

  1. Ресурсному образовательно-методологическому центру в сфере национальных отношений Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»:

4.1 продолжить проведение лекций для иностранных граждан с целью получения необходимых навыков общения в межнациональной среде, приобщения к культуре народов России с участием научного сообщества, представителей правоохранительных органов.

 

4.2 заключить договоры о прохождении практики в Ресурсном образовательно-методологическом центре в сфере национальных отношений Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» магистрантов Института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова.

 

4.3 принять медиа-план по работе с мигрантами и добавить раздел по реализации миграционной политики «Миграционная политика», «В помощь в работе с мигрантами» на официальном сайте Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.

 

  1. Северо-Восточному федеральному университету им. М.К. Аммосова, Институту психологии СВФУ им. М.К. Аммосова:

5.1 организовать научно-прикладные исследования по изучению проблем адаптации иностранных граждан, психологических проблем иностранных студентов, детей иностранных граждан, особенностей межкультурного общения  с иностранными гражданами.

 

5.2 открыть с 2020 года образовательные программы магистратуры «Прикладная конфликтология в межкультурной коммуникации», «Прикладная конфликтология в образовании», «Прикладная конфликтология по работе с мигрантами» по направлениям подготовки: «Конфликтология», «Социальная работа с населением в мультикультурной среде», «Социальная работа».

 

5.3 открыть дистанционные программы переподготовки «Конфликтология», «Социальная работа с мигрантами».

 

5.4 организовать курсы повышения квалификации для психологов, педагогов и социальных работников «Социально-психологическая помощь  мигрантам», «Адаптация в иноэтнической среде» и «Межкультурная коммуникация».

 

5.5 готовить волонтеров и тьюторов по работе с иностранными студентами.

 

5.6 разработать программы тренингов «Тренинг толерантности», «Адаптация в иноэтнической среде», «Культурный ассимилятор», «Межкультурная коммуникация»  для мигрантов и студентов-иностранцев.

 

5.7 открыть кабинет психологической консультации в общежитии при Психологической службе Центра практической психологии ИП и Управлении международных связей для организации психологической помощи иностранным студентам. Организовать клубы дружбы (по типу советских «клубов интернациональной дружбы»), филиалов студенческих организаций NEFU International  на факультетах СВФУ им. М.К. Аммосова.

 

5.8 организовывать родительские собрания с целью психологического просвещения родителей детей-мигрантов.

 

  1. Органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) усилить работу по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории муниципальных образований.
  2. Общественным организациям, созданным по национально культурному признаку, активно инициировать и реализовывать проекты (программы), мероприятия по социальной и культурной адаптации соотечественников, ориентированные на разновозрастные группы, включая детей.
Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью