2019-05-30

Галина Федорова – хранитель якутских традиций

Просмотров: 38

 

Без имени Галины Федоровой невозможно представить якутский фольклор. Она бережно сохраняет, пропагандирует национальные традиции в их исконном виде, считая их сокровищницей духовных ценностей. Многие скажут, что время движется вперед, каждый раз диктуя новые правила. Но благодаря таким людям, как Галина Гаврильевна народ саха знает и чтит свои традиции.

 

В этом году творческой деятельности Галины Федоровой, заслуженного работника культуры РС(Я) исполнилось 45-лет. По этому поводу 31 мая в Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского состоится творческий вечер «Ырыа кынаттаах удьуор утума». Концерт неспроста носит такое название (в переводе «Песенное наследие предков»). В роду юбиляра много служителей культуры. Брат Виктор Григорьев был талантливым исполнителем песен, Римма Григорьева — руководитель детского образцового ансамбля «Сэргэчээн», Ирина Пудова — балерина, немало в семье учителей.

 

Галина Федорова родилась в 1949 году в селе Улахан Аан Хангаласского улуса в алаасе Оҥкучах. Окончила хоровое отделение Якутского республиканского культпросвет училища (ЯРКПУ) в 1969 году и затем сразу поступила в Хабаровский институт культуры. В годы работы в Доме народного творчества в 1980 году при ее содействии был создан ансамбль «Тойук», а через год ему было присвоено звание народного коллектива Якутии, работала методистом по хоровой самодеятельности, народным оркестрам и по детской самодеятельности. С общественным деятелем Иваном Егоровым – Осуохай Уйбаан создала общество «Осуохай», работала с общественными организациями «Кут сүр», «Лигой женщин» ЯГУ.

 

 

— Ансамбль «Тойук» появился как раз в тот момент, когда люди стали забывать свои традиции, забыли, как звучат якутские народные песни. В первом составе были известные в республике тойуксуты Петр Кумечко, Роман Егоров и Елена Чарпыкова, она также являлась руководителем ансамбля. С годами количество участников пополнили олонхосут Петр Харитонов, тойуксуты Устин Николаев, Егор Осипов и другие. В 1984-1999 годы я стала руководителем ансамбля, затем 20 лет преподавала в Якутском госуниверситете на факультете якутского языка на кафедре национальной культуры. В 2014 году вернулась в родной «Тойук» и по сей день руковожу ансамблем. В репертуаре – тойук, чабыр5ах, народные песни, искусство игры на разных музыкальных инструментах и другие жанры якутского фольклора. Наша цель – увековечить традиции народного искусства, изучать и развивать народное пение. В ансамбле никогда не используем фонограмму, только живые голоса, живое исполнение. Голосом можно создавать тембры, вибрацию и украшать песню как музыкой.

 

***

— После института стала работать в Доме народного творчества. Казалось, все погружены в бумаги, а мне хотелось движения, было тесно в кабинете. И я перешла методистом, а затем стала директором Хатасского дома культуры. Многому научилась в плане организации, создала хоры, ансамбли, а сколько мы проводили фестивалей и конкурсов – не сосчитать. Работала со всем населением: обходила школы, больницы, разные предприятия, привлекала в дом культуры жителей села от мала до велика. Работа в сфере культуры сложная и миф, что культура сплошные танцы, песни. Это работа с людьми, надо быть не только хорошим организатором с интересными идеями, а прежде всего тонким психологом, дипломатом, уметь расположить людей, найти с ними общий язык.

***

— Являюсь соавтором названия фестиваля юных исполнителей эпоса «Олонхо дойдутун оҕотобун» с коллегами по Дому народного творчества, дала название тюсюлгэ «Тойук тоҕойо» в Ус Хатыне. В первые годы проведения городского ысыаха тойук не был широко распространен, всюду осуохай, эстрадные выступления, какие-то развлекательные мероприятия. И я решила выделить, обособить тюсюлгэ для тойука. Также выпустила методические пособия, сценарии для работников культуры – «Туойарга үэрэтии», «Тойук тоҕойугар тоҕуоруһан», «Үтүө үгэстэри сэдиптээн», «Ыйдарынан сиэрдэр-туомнар», разные броюшюры про ансамбль «Тойук». Раз в месяц в Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского выпускаю газету «Угэс утума» про якутские традиции, обычаи. В планах выпуск книги по материалам данной газеты.

 

 

Вы ведь автор псевдонима Айыы Уола певца Александра Самсонова. Расскажите об этом.

Александр – сын моей одноклассницы и однокурсницы по ЯРКПУ Марфы Иннокентьевны. С малых лет он выделялся невероятным талантом, играл на гитаре, очень хорошо пел. Я заметила его в раннем детстве. Позже, когда Александр уже закончил школу в Доме народного творчества мне сказали придумать ему псевдоним. Он выступал с концертами, готовился выпустить альбом. Был болезненным и я нарекла его Айыы уола, чтобы божества охраняли, оберегали его. Айыы уола прожил короткую, но яркую жизнь, и его имя до сих пор помнят. Он действительно был звездой.

 

***

Галина Федорова не выставляет свою неоценимую деятельность напоказ. Недаром якуты говорят «Үлэ – дьол» («Труд – счастье»). Всю жизнь Галина Гаврильевна посвятила работе. Удивительная, влюбленная в свое дело и культуру народа саха, своей Якутии. И сейчас у нее много проектов, которые Федорова обязательно воплотит в жизнь. В первую очередь это передача духовных, культурных ценностей якутского народа молодому поколению, чтобы родник традиций был жив и не иссяк никогда.

 

Пресс-служба ДДН им. А.Е. Кулаковского  

 

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью