2020-06-03

Особенности составления устава СО НКО

Просмотров: 323

Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» Ресурсный образовательно-методологический центр в сфере национальных отношений

Информационно-аналитический отдел

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА СО НКО

1  

г. Якутск 2020

2  

Составитель: Никитин Н.Н.,

ведущий методист информационно-аналитического отдела Ресурсного образовательно-методологического центра в сфере национальных отношений Автономного учреждения

«Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»

Ответственный за выпуск: Парникова Т.В.,

руководитель Ресурсного образовательно-методологического центра в сфере национальных отношений Автономного учреждения «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»

Методическое пособие предназначено для руководства по написанию устава некоммерческих общественных организаций, созданных по национально-культурному признаку.

В предлагаемом пособии содержатся отдельные примерные положения устава некоммерческой организации, а также некоторые пояснения и рекомендации по их дополнению.

© АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского», 2020

© Оформление ИМО ДДН им. А.Е.Кулаковского, 2020

3  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………. 4

Рекомендации по оформлению устава…………………………………….. 5

Рекомендуемая структура………………………………………………………. 7

Общие требования к содержанию…………………………………………. 10

Общие положения……………………………………………………………….. 12

Цели и предмет деятельности………………………………………………. 18

Имущество некоммерческой организации……………………………… 20

Органы некоммерческой организации…………………………………… 22

Структура организации………………………………………………………… 29

Внесение изменений в устав, реорганизация и ликвидация……… 30

Протокол общего собрания учредителей………………………………. 32

Научно-методическое издание

Особенности составления устава СО НКО

На русском языке

Составитель Н.Н.Никитин

Ответственный за выпуск Т.В.Парникова

Редактор Р.Е.Колосова

Компьютерная верстка Р.П.Местникова

Дизайн обложки А.И.Коркин

Формат 84х108 1/16, Гарнитура Times New Roman. Объем 2,25 п.л.

Сверстано в ИМО ДДН им. А.Е.Кулаковского г. Якутск, ул. Пояркова,4

www.ddnykt.ru

ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие по написанию устава социально- ориентированной некоммерческой организации разработано в целях оказания помощи национа льно- культурным объединениям при подготовке их уставов и далее регистрации в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) в качестве СО НКО. Устав, как известно, в обязательном порядке подается в Федеральную налоговую службу для открытия юридического лица. Неточности в составлении устава ведут к отказу в закреплении юридического статуса за организацией, а в дальнейшем вносят хаос в деятельность компании. В пособии рассмотрим образец устава, оформление титульного листа и весь документ.

Методическое пособие подготовлено на основании анализа действующего законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и практики его применения в отношении некоммерческих организаций, созданных на территории Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в различных организационно-правовых формах (типах).

Модельный устав некоммерческой организации и его положения, рекомендации и требования не могут считаться исчерпывающими, ввиду того, что они являются обобщенными, а специальными законами, регулирующими деятельность отдельных организационно-правовых форм, типов и видов некоммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, создаваемых для достижения определенных целей или осуществления деятельностив определенных сферах, могут устанавливаться дополнительные условия, подлежащие отражению в уставах этих организаций.

Приведенный устав носит универсальный характер, в нем приведены отдельные примерные положения устава некоммерческой организации, а также некоторые пояснения и рекомендации по их дополнению.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УСТАВА

Устав – документ учредительного типа, который составляется на этапах формирования любой организации, независимо от ее формы. Устав следует создавать, соблюдая все догмы законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. При оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

Наличие титульного листа устава некоммерческой организации не является обязательным.

При оформлении титульного листа рекомендуется указывать: слово «устав», полное наименование некоммерческой организации (в родительном падеже), сведения об утверждении устава, год утверждения устава. На титульном листе устава могут содержаться иные сведения, а также проставляться отметки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, например,об утверждении и согласовании устава некоммерческой организации.

Пример:

Утвержден

Учредительным собранием Протокол от   

УСТАВ

национально-культурного объединения                            

«                                                                                            »

Якутск 2020 г.

Или:

Утвержден Общим собранием членов

национально-культурного объединения               

«                                                                                »

Протокол от                 №                 

УСТАВ

национально-культурного объединения                            

«                                                                                            »

Якутск 2020 г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА

По сле создания титульного листа, наступает необходимость формирования внутреннего содержания устава. Деление устава на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в его тексте.Как правило, употребляются следующие структурные единицы уставовпо нисходящей:

  • раздел;
  • глава;
  • статья.

Раздел устава имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрамии наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Пример:

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главы устава нумеруются арабскими цифрами и также имеют наименования.Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность членов общественной организации

Статья устава является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование (в отдельных случаях может его не иметь).

Пример:

Статья 33. Высший орган общественной организации

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавитас закрывающей круглой скобкой.

Пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Для удобства не рекомендуется подразделять пункты и подпункты более, чем на пять абзацев.

По усмотрению некоммерческой организации в ее уставе может использоваться иная нумерация, например, устав может быть разделен на разделы и пункты.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц устава должна быть сквозной. Не желательна, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Уставы могут иметь приложения, например, содержащие описание используемой некоммерческой организацией символики или ее изображение.

Если к уставу имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте устава знак№ также не указывается.

Пример:

согласно  приложению  4  к  Уставу  национально- культурного объединения…

Обозначение  приложения  располагается  в  правом верхнем углу страницы после текста устава.

Примеры:

Приложение

или

к Уставу национально-культурного объединения…

Приложение 2 к Уставу национально-культурного объединения…

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав некоммерческой организации, утвержденный ее учредителями (участниками), должен содержать сведения о:

  • наименовании некоммерческой организации;
  • организационно-правовой форме некоммерческой организации;
  • месте нахождения некоммерческой организации;
  • порядке управления деятельностью некоммерческой организации;
  • предмете и целях деятельности некоммерческой организации.

Уставы некоммерческих организаций согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» наряду с указанными выше сведениями должны содержать сведения о:

  • правах и обязанностях участников (членов) некоммерческой организации;
  • условиях и порядке приема в участники (члены) некоммерческой организации и выхода из нее (для корпоративных некоммерческих организаций);
  • источниках формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядке внесения изменений в устав некоммерческой организации;
  • порядке использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • символике некоммерческой организации – описание эмблем, гербов, иных геральдических знаков, флагов и гимнов (в случае использования таковой);
  • ●       структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядке принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

Ус т а в н е ко м м е р ч е с ко й о р г а н и з а ц и и м о ж е т предусматривать иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Отдельными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов к уставу некоммерческих организаций могут предъявляться дополнительные требования.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел может включать в себя характеристику некоммерческой организации с учетом особенностей ее организационно-правовой формы, сведения о правовых основах деятельности некоммерческой организации, полном и сокращенном наименованиях некоммерческой организации, в том числе на иностранном языке (при наличии), месте нахождения некоммерческой организации, описание символики, в случае ее использования некоммерческой организации, сведения об учредителях некоммерческой организации (включениевуставсведенийобучредителе(учредителях) и(или) собственнике обязательно для образовательных организаций), о правахиобязанностяхучредителейавтономныхнекоммерческих организаций, фондов и частных учреждений, территориальную сферу деятельности общественной организации и общественногодвижения, атакжеиныесведения, необходимыев силу закона или включаемые в устав по решению учредителя (учредителей), участников или членов некоммерческой организации.

Пример:

Национально-культурное объединение                             

«                                            » (далее – Организация) является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения целей, определенных настоящим Уставом.

Правовыми основаниями деятельности Организации являются:

  • Конституция Российской Федерации;
    • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • ·  Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
    • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных организаций.

Полное наименование Организации на русском языке: Национально-культурное  объединение    

«                                                    »;

Сокращенное наименование Организации на русском языке:  

Н е о бход и м о у ч и т ы в а т ь , ч т о н а и м е н о в а н и е некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму, характер деятельности (краткое отражение характера деятельности, указанного в целях и предмете деятельности организации), а также иные сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, например, в наименованиях общественных организаций и общественных движений должно содержаться указание на их территориальную сферу деятельности.

Наименование некоммерческой организации должно быть точным, четкими максимально информационно насыщенным, правильно отражать обязательные в силу закона сведения с тем расчетом, чтобы третьи лица могли по наименованию некоммерческой организации определить цели ее деятельности, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой  организации  официального  наименования

«Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (если иное не предусмотрено федеральными законами).

Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без указанного выше разрешения в наименованиях:

  • некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • общероссийских общественных объединений;
  • структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
  • некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученнымвпорядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
  • общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
  • Право  на  использование  в  наименовании

некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:

  • отзывом разрешения по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;
  • прекращением юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 статьи 4 Федерального закона

«Онекоммерческихорганизациях»;

  • прекращением права юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 статьи

4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производныхотэтогонаименования.

В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свой устав в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, повлекших прекращение права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.

Иностранные слова в наименовании некоммерческой организации могут использоваться с учетом следующего. В соответствии с требованиями статьи 68 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Закон№ 53-ФЗ), государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский

язык. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности. В случаях использования в наименованиях некоммерческих организаций, наряду с государственным языком Российской Федерации, го сударственного языка ре спублики, находившейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка, тексты на русском языке и на ином языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому исполнению. Кроме того, иностранные слова могут быть включены в наименование некоммерческой организации с учетом требований части 2 статьи 3 Закона № 53-ФЗ с помощью транслитерации с указанием их перевода на русский язык.

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Указание в уставе адреса места нахождения, включающего в себя помимо наименования населенного пункта (муниципального образования) такиесведения, какиндекс, улица, номердома, номер помещения и т.д., является не обязательным. Данные сведения подлежат указанию в соответствующих формах заявлений, используемых для государственной регистрации некоммерческих организаций для внесения их в Единый государственный реестр юридическихлиц.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации,

символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикоймеждународныхорганизаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблятьрасовые, национальныеилирелигиозныечувства.

ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендуется выделять самостоятельный раздел устава некоммерческой организации, посвященный целям и предмету ее деятельности. При этом под предметом деятельности некоммерческой организации следует понимать совокупность видов деятельности, которые она осуществляет или планирует осуществлять.

В уставе некоммерческой организации указывается исчерпывающий (закрытый) перечень целей и видов деятельности, которые она планирует осуществлять или осуществляет. Использование формулировок «иные цели», «и иные виды деятельности», «и другую деятельность» и им подобных не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Использование в Гражданском  кодексе  Российской  Федерации  понятия

«приносящая доход деятельность» применительно к некоммерческим организациям обусловлено их спецификой – некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  лицами,

зарегистрированными  в  этом  качестве  в  установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона«О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в уставе.

Термин «приносящая доход деятельность» является общим родовым понятием, который с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации включает две категории: предпринимательская деятельность и иная прино сящая доход деятельно сть ( не являющаяся предпринимательской).

Следовательно, некоммерческие организации дополнительно наряду с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность(как предпринимательскую деятельность, так и иную приносящую доход деятельность).

Пунктом 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономная некоммерче ская организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для до стижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

ИМУЩЕСТВО НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Положения, относящиеся к порядку и источникам формирования имущества некоммерческой организации, особенностям его использования (в том числе в случае ликвидации некоммерческой организации), рекомендуется объединить в самостоятельный раздел устава некоммерческой организации.

Пример:

Организация может иметь в собственности или на ином вещном праве здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Организация может иметь земельные участки в собственности или на ином вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Законом или уставом может быть предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Источниками формирования имущества организации являются:

  • регулярные  и  единовременные  поступления  от учредителей (участников, членов);
  • добровольные  имуще ственные  взно сы  и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • ●       дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • д оход ы , п о л у ч а е м ы е о т с о б с т в е н н о с т и некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
  • Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов отдельных некоммерческих организаций.
  • Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) Организации определяется настоящим уставом.
  • Полученная Организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) Организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в  рамках  поступлений  от  иностранных и с точ н и ко в , и д оход о в ( р а сход о в ) , п ол у ч е н н ы х (произведенных) в рамках иных поступлений.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

ОРГАНЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческая организация приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом.

Порядок образования и компетенция органов некоммерческой организации определяются законом и уставом.

Рекомендуется выделять самостоятельный раздел устава некоммерческой организации, посвященный органам некоммерческой организации.

По общему правилу обязательными органами некоммерческой организации являются высший и исполнительный органы.

Перечень и виды коллегиальных и (или) единоличных органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно- ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия).

В отношении каждого органа некоммерческой организации в уставе должны быть указаны сведения о:

  • структуре;
  • порядке формирования;
  • сроках полномочий;
  • компетенции, в том числе исключительной;
  • условиях правомочности заседаний (собраний), их периодичности, порядке принятия ими решений и в ы с ту п л е н и я от и м е н и н е ком м е рч е с ко й организации.

Пример:

Органами Организации являются:

  • Общее собрание членов Организации;
  • Правление;
  • Исполнительный директор;
  • Контрольно-ревизионная комиссия.
  •                                                                           ;
  •                                                                           . (уставом некоммерческой организации может предполагается

формирование органов, не предусмотренных законом)

  • Общее собрание членов Организации является ее высшим органом, основной целью которого является обеспечение соблюдения организацией цели (целей), для которых она создана. Формирование высшего органа является обязательным.

Периодичность проведения заседаний высшего органа некоммерческой организации определяется организацией самостоятельно с учетом периодичности принятия решений, отнесенных к его компетенции.

Пример:

Заседания Общего собрания членов Организации проводятся не реже, чем один раз в       год.

К исключительной компетенции Общего собрания членов Организации относится:

  • определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;
    • изменение устава Организации;
    • определение  порядка  приема  в  состав  членов Организации и исключения
    • из их состава;
  • ●       образование органов Организации и досрочное прекращение их полномочий;
    • утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации;
    • принятие решений о создании Организацией других юридических лиц,
    • об участии Организации в других юридических лицах, о создании филиалов
    • и об открытии представительств Организации;
    • принятие решений о реорганизации и ликвидации Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
    • утверждение аудиторской Организации или индивидуального аудитора Организации;
    •                                                                               .

(к компетенции (в том числе исключительной) высшего органа некоммерческой организации может быть отнесено решение иных вопросов)

Высший орган некоммерческой организации вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам, относящимся к уставной деятельности организации. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное  не  предусмотрено  законом.  Перечень  вопросов и с к л юч и т е л ь н о й ком п е т е н ц и и в ы с ш е го о р г а н а , предусмотренный законом не может быть уменьшен по усмотрению организации, но может быть расширен.

Важным является определение исчерпывающим образом в уставе некоммерческой организации порядка созыва заседаний ее высшего органа и условий правомочности таких заседаний (кворума).

Общее собрание членов Организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины членов (участников) высшего коллегиального органа некоммерческой организации. Необходимое количество присутствующих может быть увеличено, но не уменьшено.

Решения Общего собрания членов Организации принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Решения по вопросам исключительной компетенции, принимаются квалифици- рованным большинством в 2/3 голосов присутствующих его членов. Количество голосов, необходимых для принятия решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа может быть увеличено, но не уменьшено уставом или изменено в силу закона, предусматривающего особенности правового положения некоммерческих организаций отдельных форм или видов.

Решение высшего органа некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, исключи- тельной компетенции, которые предусмотрены законом. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа некоммерческой организации предлагаемой повестки дня, возможность  ознакомления всех учредителей (участников,

членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования. В протоколе о результатах заочногоголосованиядолжныбытьуказаны:

  • дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;
    • сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
    • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
    • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
    • сведения о лицах, подписавших протокол.

Решения высшего органа управления Организации фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем и Секретарем заседания. При закреплении в уставе некоммерческой организации порядка оформления решений ее коллегиальных органов следует учитывать требования главы 91 Гражданского кодекса.

Постоянно действующим руководящим органом является Правление. Правление формируется по решению Общего собрания членов Организации из числа членов Организации. Срок полномочий Правления      лет.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об

общественных объединениях» права юридического лица от имени общественной организации осуществляет ее постоянно действующий руководящий орган. В некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм также допустимо включение исполнительного органа в состав постоянно действующего органа, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Наличие постоянно действующего органа является обязательным в случаях, предусмотренных законом, например, для общественных и саморегулируемых организаций.

К компетенции постоянно действующего руководящего органа могут быть отнесены вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа.

Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины членов Правления. Решения Правления принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании.

Уставом некоммерческой организации может быть предусмотрено иное условие правомочности заседания постоянно действующего руководящего органа и количество голосов, необходимых для принятия им решений по вопросам с в о е й ко м п е т е н ц и и , з а и с к л юч е н и е м с л у ч а е в , предусмотренных законом.

Наименование исполнительного органа определяется некоммерческой организацией самостоятельно.

  • Единоличным исполнительным органом Организации является Председатель
  • Председатель избирается Общим собранием членов Организации сроком

на      года.

  • —  Председатель осуществляет следующие полномочия:
    • действует без доверенности от имени Организации;
    •                                                                         ;
    •                                                             ;
    •                                                             .

Сведения обо всех лицах, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Описание структуры некоммерческой организации в ее уставе включает виды структурных подразделений, порядок их создания и прекращения их деятельности, порядок управления в структурных подразделениях, полномочия относительно участия в управлении организацией, в структуру которых они входят, а также иные положения по усмотрению организации или необходимые в силу закона.

Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Организации. Организация несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Имущество филиала или представительства Организации учитывается на отдельном балансе и на балансе Организации. В настоящее время требование об указании в уставе некоммерческой организацииперечняееструктурныхподразделенийотсутствует. Филиалы и представительства некоммерческой организации должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

В уставе некоммерческой организации может быть предусмотрен раздел, посвященный порядку внесения изменений в ее устав, реорганизации и ликвидации.

Наличие данного раздела не является обязательным, в случае, если порядок принятия соответствующих решений, а также порядок использования имущества некоммерческой организации в случае ее ликвидации урегулированы другими разделами устава.

При описании процедуры реорганизации некоммерческой организации в форме преобразования следует руководствоваться специальными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных организационно-правовых форм, которымипредусмотренывозможныевариантыпреобразования. Также следует учитывать, что реорганизация фонда не допускается  в  любых  формах,  за  исключением  случаев, предусмотренных  пунктом  4  статьи  123.17  Гражданского

кодекса Российской Федерации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральным законом, направляется в соответствии с ее уставом на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Таким образом, в уставе должна быть исчерпывающим образом определена судьба имущества некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Пример:

И м у щ е с т во О р г а н и з а ц и и , о с т а в ш е е с я п о с л е удовлетворения требований кредиторов, направляются на уставные цели по решению Общего собрания членов Организации.

Протокол № 1

Общего собрания учредителей Общественной организации «     »

« »                    2020 г.                                                         г. Якутск Время:                       

Присутствуют: ФИО

Учредители:

  1. ФИО;
  2. ФИО;
  3. ФИО.

Приглашенные, без права голоса ФИО

Повестка дня:

  1. Избрание  Председателя,  Секретаря  собрания  и ответственного за подсчет голосов;
  2. Создание Общественной организации «                    »;
  3. Принятие в члены Организации приглашенных;
  4. Определение  порядка,  размера,  способов  и  сроков образования имущества Организации «  »;
  5. Утверждение устава Организации «                        »;
  6. Избрание членов Правления;
  7. Избрание Председателя;
  8. Избрание Ревизора;
  9. О регистрации Организации.

Решения по вопросам повестки дня:

  1. По первому вопросу повестки дня выступила ФИО, которая предложила избрать Председателем собрания – ФИО,

Секретарем собрания – ФИО, с обязанностью по подсчету голосов.

Постановили: Избрать Председателем собрания ФИО, Секретарем собрания – ФИО.

Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По второму вопросу повестки дня выступила ФИО, которая  предложила  создать  Общественную  организацию

«                            »;

Постановили:  создать  Общественную  организацию

«                        »;

Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По третьему вопросу повестки дня выступил ФИО, который предложил принять в члены присутствующих на собрании без права голоса.

Постановили: принять в члены Организации: ФИО. Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По четвертому вопросу повестки дня выступила ФИО, которая предложила определить порядок, размер, способ и срок образования имущества.

Постановили: Определить порядок, размер, способ и срок образования имущества следующим образом:

  • минимальный размер имущества Организации формируется путем передачи Организации со стороны учредителей наличных денежных средств, в размере необходи мом для о суще ствлен ия О рг ани зац ией деятельности приносящей доход;
    • минимальный размер имущества Организации составляет не менее 10000 (десяти тысяч) рублей и формируется до внесения записи об Организации в Единый

государственный реестр юридических лиц;

До внесения сведений Организации в Единый государственный реестр юридических лиц, минимальный размер имущества Организации сформирован учредителями на 100% следующим способом и в следующем порядке:

  • ФИО передал(а) наличные денежные средства в размере

         (              ) рублей, что составляет       % от минимального установленного размера имущества Организации;

  • ФИО передал(а) наличные денежные средства в размере

           (            ) рублей, что составляет      % от минимального установленного размера имущества Организации;

  • ФИО передал(а) наличные денежные средства в размере

         (              ) рублей, что составляет       % от минимального установленного размера имущества Организации.

Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По  пятому  вопросу  повестки  дня  выступил  ФИО, который предложил утвердить устав Организации.

Постановили: Утвердить Устав Организации. Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По шестому вопросу повестки дня выступил ФИО, который предложил определить избрать членов Правления в следующем составе:
  • ФИО;
  • ФИО;
  • ФИО.

Постановили: избрать членов Правления в следующем составе:

  1. ФИО;
  2. ФИО;
  3. ФИО.

Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По седьмому вопросу повестки дня выступила ФИО, которая предложила избрать Председателем Организации – ФИО;

Постановили: избрать Председателем Организации – ФИО.

Результат голосования:

«За» – единогласно.

  • По восьмому вопросу повестки дня выступил ФИО, который предложил избрать Ревизором – ФИО.

Постановили: избрать Ревизором – ФИО. Результат голосования:                      «За» – единогласно.

  • По девятому вопросу повестки дня выступил ФИО, который предложил зарегистрировать Организацию в качестве юридического лица и возложить ответственность за регистрацию в Управлении Министерства юстиции РФ по РС(Я) на ФИО.

Постановили: возложить ответственность за регистрацию Организации в качестве юридического лица на ФИО.

Результат голосования:

«За» – единогласно.

Председатель собрания                                    ФИО

Секретарь собрания                                         ФИО

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации;         Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных организаций.

С учетом динамики изменения законодательства Российской Федерации в сфере некоммерческих организаций устав в по следующем будет корректироваться и актуализироваться.

По всем вопросам, не нашедшим своего отражения в настоящем Уставе, СО НКО руководствуется положениями действующего законодательства Российской Федерации.

Справки по тел.: 328360, 89142744930. Электронная почта: Nikitinniknik@mail.ru.

Особенности составления устава СО НКО

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью