2020-09-10

Эдуард Тойтонов: «Если работа есть, то человек счастлив»

Просмотров: 489

 

Мы открываем цикл интервью с работниками Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского под названием «Беседы в Доме». Наш первый герой – ведущий специалист по художественно-постановочной работе Эдуард Антонович Тойтонов – о работе, культуре и жизни.

 

Эдуард Антонович Тойтонов ответственен за то, как выглядит Дом дружбы народов как снаружи, так и изнутри. Кроме того, в его обязанности входит оформление мероприятий на всех сценах и площадках Дома, а их в здании много. Например, Мраморный зал, охватывающий 300 квадратных метров, Малый зал или по-другому «Гостиная», занимающий 200 квадратных метров, Галерея Дома Дружбы народов и Балетный зал, в котором чаще всего проходят национальные праздники различных народов, включая Наурыз и Курбан-байрам.

В этом году Эдуарда Антоновича Тойтонова перевели с должности главного художника на ведущего специалиста Дома дружбы народов по художественно-постановочной работе. «Я – ветеран: проработал в качестве главного художника 28 лет, так что мне немного непривычно воспринимать себя в новой должности», – делится Эдуард Антонович.

 

Начало пути

 

В 1987 году Эдуард Антонович окончил художественное училище в Новосибирске. «Тогда моя специальность называлась «художник-оформитель наглядной агитации и пропаганды», сейчас же эта профессия трактуется более лаконично – дизайнер. Сегодня, с развитием технологий, практически вся художественная работа выполняется на компьютере, а в те времена, конечно, такого не было. Мы брали краски, кисти и рисовали все вручную», – рассказывает Эдуард Антонович.

 

Сам Эдуард Антонович родом из Верхневилюйска, и свою карьеру он начал там же, отработав два года в Народном театре в качестве главного художника. 1992 год стал для Эдуарда Антоновича поворотным: женитьба, рождение сына и переезд в Якутск. «После свадьбы я уже подумывал окончательно обосноваться в Верхневилюйске: работа есть, есть, где жить, почему бы не остаться? Но тут тёща поставила нас перед фактом, что в Верхневилюйске она нам остаться не позволит, после чего неожиданно сообщила, что дарит нам квартиру в Якутске. Пришлось в срочном порядке переезжать», – улыбается Эдуард Антонович. Переезд в столицу состоялся осенью, в октябре, и уже с ноября Эдуард Антонович приступил к работе в качестве главного художника в тогда еще Центре культуры имени А.Е. Кулаковского.

 

«Раньше мы с главным машинистом Филиппом Филипповичем Христофоровым, с которым мы является коллегами вот уже 20 лет, работали только маленькими гвоздиками, ведь шурупов, саморезов, шуруповертов, мебельных степлеров, ножовок не было, работали чем придется. Декорации создавали цветными тканями, а как появилась цветная печать, то мы, освоив компьютер, начали работать на нем. Появление новых инструментов значительно облегчило нашу работу. Развитие идет стремительно, и мы совсем не хотим от него отставать. Поэтому я и среди молодых, и среди взрослых чувствую себя достаточно комфортно».

 

В кабинет входит молодой человек в рабочей форме. «Это – Игорь Аркадьевич Семёнов», – знакомит нас Эдуард Антонович. – Он – моя правая рука. Сейчас всё чаще говорят про преемственность. Я считаю Игоря своим преемником, чтобы, когда я уйду, он мог взять на себя мою работу, ведь он уже будет всё знать и во всём разбираться».

 

«Минусов нет»

 

Спрашиваю, каковы плюсы и минусы работы. Эдуард Антонович начинает с плюсов: «Я очень люблю свою работу. Она разнообразная. Мы ведь не только в Якутске работаем, например, раньше выезжали всей нашей большой командой в командировки в разные районы республики, чтобы провести мастер-классы, организовать концерты. Было интересно». Рассказывает о том, как вместе с командой они несколько раз побеждали в фестивале «Салют Победы», приученном годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

 

Минусы? Смеется. По-якутски спрашивает у Игоря Аркадьевича: «Что можно отнести к минусам?». Тот подсказывает: «Ненормированный рабочий график», а Эдуард восклицает: «Точно!», и мы все смеемся. «В понедельник ведь концертов нет. Во вторник – тоже. Они потихоньку начинаются уже со среды, и вот строго – пятница-суббота-воскресенье – без мероприятий – никак! Поэтому в обычный рабочий день я отдыхаю, например, даже сидя у компьютера, выполняя плановую работу или рисуя эскизы, это ведь все равно как отдых, физически не выкладываешься. А к концу недели уже начинается основная работа, так что есть какой-то баланс, скорее, сам его создаешь. Весь Дом Дружбы народов бурлит и кипит круглый год, весь в работе. Мы как-то для интереса посчитали, сколько дней, за исключением заслуженного отпуска, мы отдохнули. Вышло около 10-12 дней в год», — смеется Эдуард Антонович.

 

«То есть, ненормированный рабочий график – это единственный минус в вашей работе?», – уточняю я. «Да, это всё есть, но я не принимаю это как минус», – отвечает художник. – Мой организм уже до того привык задерживаться на работе допоздна из-за того, что мероприятия в основном проводятся после 18:00 – в то время, когда большинство людей уже заканчивает свой рабочий день. А я вроде как уже привык. И, знаете, если человек действительно любит свою профессию, то никаких минусов для него быть не может».

 

Семья

 

Интересуюсь, как его семья относится к работе с таким непростым графиком. Эдуард Антонович отвечает с улыбкой: «Я очень благодарен своей жене Марии Ивановне за то, что она поняла, приняла и поддержала меня, ведь бывало и такое, что я мог на работе остаться ночевать. А у нас ведь ребенок маленький… Если бы этого не было, что бы было? Куда бы судьба понесла? Не знаю. Всё было по-другому». Сын Эдуарда Антоновича, Евгений, в прошлом году окончил архитектурный институт. В данное время работает в студии архитектурного дизайна в Якутске.

 

О сбоях и ошибках

 

«Конечно, бывает, что иной раз во время мероприятий механизм не срабатывает, что-то где-то застревает. Но зритель иногда вообще и не замечает. Я думаю, что наши мероприятия настолько яркие, что зритель полностью окунается в весь этот процесс, и вследствие просто не замечает каких-то механических ошибок, сбоев. Бывает, что и сами работники не замечают. Мы быстро и тихо устраняем все проблемы, и уже после мероприятия всем рассказываем, что было, а они нам нередко: «Да? А мы и не заметили. Несколько лет назад мы организовывали творческий вечер певицы Тамары Поповой. Она сама к нам обратилась за помощью в организации и, по-моему, это был первый её сольный концерт. Мы очень хорошо подготовились: сценарий, режиссура, оформление – все было «наше». И вот концерт начинается, мы открываем занавес, играет торжественная музыка, Тамара выходит на сцену. И – мы так и не поняли, кто, но кто-то нажал не на ту кнопку, и в это время на сцене спускается противопожарный занавес! Все в удивлении, режиссер в недоумении орёт. А занавес этот был непростой: во время капитального ремонта в Доме поменяли все функции противопожарной безопасности. Если раньше этот занавес можно было вернуть на место, то в данном случае уже никак. Мы в срочном порядке вызвали специалистов, и они «вырубили» этот занавес с питания. И весь концерт прошел в таком виде. Сама же Тамара с пониманием к этой ситуации отнеслась».

 

Вне работы

 

«В свободное от работы время выезжаю с семьей, с друзьями на природу. Летом, когда ухожу в отпуск, занимаюсь стройкой. Строю на заказ дома, веранды, террасы, лестничные пролеты. В следующем году у меня юбилей – 55 лет, отпраздную, потом, возможно, уйду на заслуженный отдых – займусь своим делом. Ну, а если оставят в Доме – буду и дальше работать. Я – человек работящий, не разболтанный, не расхлябанный сам по себе. Я считаю, что если работа есть, то человек счастлив. Без работы совсем неинтересно. Быть полезным людям и есть счастье для меня. Коллеги ко мне часто обращаются, и я им чем могу всегда помогаю, где-то подскажу, что-то посоветую. Опыта много. Везде уважают. Если бы я мог дать совет себе двадцатилетнему? Не унывать, творчески работать, идти в ногу со временем, узнавать что-то новое каждый раз, не отставать от остальных, привносить каждый раз в свою работу что-то новое».

 

Любовь МАКСИМОВА

 

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью