2020-09-21

Филипп Христофоров: «Я – оптимист!»

Просмотров: 702

В рамках цикла интервью с работниками Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского «Беседы в Доме» помощник режиссера Филипп Филиппович Христофоров рассказал нам о своем первом дне работы в Доме, увлечениях и оптимизме. 

«Я встретил здесь 50 лет, встретил 55 и, наверное, 60 лет встречу», – улыбается Филипп Филиппович, рассказывая о своей работе в качестве машиниста сцены в Доме дружбы народов. В этом году в Доме произошли изменения – и Филипп Филиппович перешел на должность помощника режиссера.

«Я вешаю на сцену декорации, а также слежу за тем, чтобы во время мероприятий различные груза равномерно спускались и поднимались, ведь это все у нас вручную делается. У нас четыре уровня этажей над сценой: первая, вторая, третья и четвертая галерки. Есть еще пятая, она предназначена для того, чтобы в случае пожара дым оттуда поднимался наверх. Такая вот часть противопожарной безопасности».

Чтобы попасть в кабинет Филиппа Филипповича, нужно пройти через всю сцену и кулисы. Это один из путей. Необычно было наблюдать со сцены огромный пустой темный зал без зрителей. Поймав себя на мысли, что это все временно, и совсем скоро здесь снова будут собираться люди без какого-либо страха, я прошла за кулисы. Сам кабинет Филиппа Филипповича оказался очень уютным: диванчик, столик, старый телевизор, кругом – декорации с мероприятий разных годов. Одна из стен полностью обклеена различными фотографиями.

«Изначально я пришел на работу в Национальный театр танца при тогда еще Доме культуры, сейчас же театр переехал в другое здание. Они ставили танцевальные спектакли, концерты, творческие вечера, балетные номера. При мне у театра прошло более сорока мероприятий. А в самом Доме культуры, уже параллельно с Театром танцев, я начал работать позднее – с 1999 года. Я окончил Тобольское мореходное училище вторым штурманом, вторым помощником капитана. До Дома Дружбы народов я работал буквально везде: на Байкале был, в Одессе был, в Тобольске был, на полуострове Ямал был. Затем поехал в Улан-Удэ, приобрел там квартиру, но потом в 90-ые зимой приехал в Якутск, начал здесь работу искать, а в то время без прописки никуда толком не брали. Я пошел на биржу труда, и там мне сказали, что меня берут рабочим в Национальный театр в Дом Культуры. Первого апреля прихожу, сдаю документы, меня принимают и говорят: «Иди на сцену работать», а я думаю: «Как это, на сцене?». Я же, говорю, работаю, подмести там, еще что-то. А на сцене тогда студенты и режиссер Афанасий Фёдорович ставили спектакль «Бохсуруйуу» – по-русски «спотыкание». Смотрю: все танцуют, одними движениями в танцах показывают различные образы. На полную громкость музыка интересная играет.

«Вот, штангет», – говорят, я отвечаю: «Какой штангет?», а мне: «Спускаешь, поднимаешь, затем снова спускаешь». На тот момент они все уже несколько дней репетировали, я пришел первого апреля, а второго числа уже должна была состояться премьера. Я уже весь вспотел, ничего не понимал! Мне сказали, что чтобы вовремя спускать и поднимать декорации, нужно ориентироваться по музыке. А по мне так музыка везде одинаковая! Мне кричат: «Спускай!», а я: «Когда спускай? Что? Как?». В первый раз вот так вот было. Я уже было думал, нет, уйду куда-нибудь с этой работы, мне эти ваши штангеты, декорации, кулисы… Ничего непонятно! Затем – ладно, спектакль этот закончился, а меня хвалят! Все радуются, целуются, обнимаются, поздравляют друг друга! Я воодушевился, думаю, ничего себе! Год привыкал. Затем еще некоторое время хотел уйти, ведь тогда, в 90-ые, тяжелые времена были, заработную плату задерживали по несколько месяцев. Но вскоре все нормализовалось. Здесь меня уважают, там уважают, всех знаешь, все здороваются, все улыбаются, никто не ругает. Все хорошо! Сейчас-то уходить уже не хочется (смеется). А в 2007 году я получил звание Отличника культуры. Такая радость была! А три года назад праздновал свой юбилей, и в честь этого мне от председателя правительства Якутии подарили золотые часы. Я еще раз воодушевился! Еще хочется поработать, создавать еще больше чего-то творческого!»

                                                      Коллектив

«У нас очень дружный коллектив. Художественно-постановочный отдел очень дружный. Нет, не так – все отделы очень дружные! Не бывает такого, чтобы, вот, новый человек пришел, а его принялись «съедать», проверять… Нет, такого нет. Наоборот – в первое время всегда помогаем ему, даем советы, как и что делать. Хотим, чтобы работник расслабился, почувствовал себя в «своей тарелке». А то, бывает, приходят слишком напряженные, видимо, с чувством, что их отругают или как-то косо на них посмотрят, но через два дня он становится уже «своим», «свойским». Некоторые приходят от души работать, а некоторые… На словах «конечно-конечно, все сделаем», а потом, через месяц начинают «отлынивать», но они сами, конечно, долго не держатся здесь, сами уходят. Такая работа – просто не его специфика, пришел, так сказать, «не по своей теме». А некоторые – работа душой. Таких сразу видно. Здесь никто никого не принуждает к работе.

В Доме дружбы народов машинист один, поэтому в иной раз бывает тяжковато, но ничего, мне коллектив всегда помогает.

Мы всегда придерживаемся концепции «чего-то нового»: если в прошлом году мы сделали что-то «этакое», то в этом году мы точно такое же вряд ли снова будем пробовать. Мы всегда стараемся придерживаться инноваций, всегда все новое-новое, новейшее-новейшее».

                                               Плюсы и минусы работы

«В начале я всегда боялся новых спектаклей. За неделю до спектакля совсем не спал, сон пропадал. Все рассуждал, как бы лучше то, это, как бы декорации успеть одновременно поставить в двух местах. Думал, думал, бродил, ходил. А сейчас уже на ходу все делаю. Но вот в первые года – да, тяжело было. Но после спектакля вообще летать хочется, когда пройдет, когда артисты на поклон выйдут, когда зрители поаплодируют, ой! Как груз с плеч! И так до следующего нового спектакля! А как ребята-то из коллективов! Как они стараются! А музыка-то не останавливается. И все быстро-быстро у них! За один концерт по 4-5 нарядов меняют. А я, бывает, уже сам помогаю им, застегнуть там что-то, подправить, булавкой закрепить. А они быстренько прибежали, переоделись и выбежали на сцену обратно. 20 артистов балета, у каждого своя роль, и каждый должен все успеть. И успевают! И это не только за полтора часа, бывают спектакли на час, даже на 55 минут! И все равно успевают!

Помню первый концерт певицы Раисы Захаровой на нашей сцене. Одно из выступлений было с песней про зиму. И я должен был сверху, с третьего этажа, спустить серпантин белого цвета, как бы «снег». Я сижу, жду, жду. А на галерке в 80-ые годы был ремонт, после которого, конечно, мусор. А я хожу на цыпочках, чтобы на сцену ничего лишнего не упало, так как снизу была решетка. И вот, Раиса начинает петь, режиссер рукой подает мне знак, чтобы я начал медленно спускать серпантин. А до этого я ведь увидел, что вот, окурок лежит, хотел было убрать, но в последний момент передумал, подумав: «Да пусть лежит». Я все знака от режиссера ждал. И тут я нечаянно задеваю этот окурок, и он летит вниз! Раиса Захарова стоит, поет, «снег» идет, идет, и тут – неожиданно – окурок, уже давно засохший, иссохший весь, крутится, вертится. А она позже уже мне рассказывает. Пою, говорит, и смотрю, вот, я – куряга, поэтому мне сигаретку скинули! После концерта все вместе хохотали».

                                                         Семья

«У меня два сына, две дочери и четверо внучек. Жена, Зоя Григорьевна Сысолятина, работает заведующей фольклорной частью в Театре Олонхо, здесь, в Якутске. Она, получается, моя коллега.С внуками – нянчусь! Да! Я – самый любимый деда в мире! Очень их люблю!»

                                                      Пандемия

«Пандемия сильно повлияла на ход моей работы, конечно. Сперва, конечно, все было как-то «в шутку». Я даже не понимал совсем, что за коронавирус? Что за пандемия? Чихнул человек, ну, чихнул и чихнул, скажу: «Будь здоров», и дальше пойду своими делами заниматься. А сейчас как? Стоит кому-то чихнуть, так все, косо смотрят (смеется). Все в масках ходят. У меня уже уши скоро отвалятся! (смеется). К концу пандемии уж-то точно отвалятся. Я, конечно, серьезно к этим болезням не относился, но сейчас уже, чувствую, где-то рядом. Ведь даже знакомые начали болеть.

Пошел я как-то раз, месяц-полтора назад, в Пенсионный фонд, чтобы документы поменять. У входа стоит охранник, побрызгал мне на руки антисептиком, потом пистолет к моему лбу подносит! Я шарахнулся! Думаю, что он хочет сделать? Ударить или что? Оказывается, это термометр был такой! Я удивился, думаю, надо было хотя бы предупредить, а то я уж было подумал, по голове меня стукнуть хотят! Потом посмотрел, ага, оказывается, не только меня, всех кругом проверяют. Вот с таким – да, в первый раз в своей жизни тогда столкнулся. Я просто не знал, ведь как пандемия началась, мы всей семьей на дачу уехали, «самоизолировались» там. Но я как раньше жил, так и сейчас живу. Но при этом стал более осторожным. Раньше, вот, если человек чихнет, да и ладно, а сейчас, если чихнет, то и «Будь здоров» не скажу. Хватит чихать! Маску надень! Руки обработай!» (смеется).

                                                              Хобби

Филипп Филиппович кивает в сторону стены, сплошь обклеенной различными фотографиями. «Мне не жалко, мне присылают фотографии, а я уже на следующий день распечатываю и вешаю на эту стену. На память. Если места не хватит однажды, то на потолке начну вешать (смеется). Как-то коллекционировал раритеты: саквояж, диафильмы, фильмоскоп, старый паяльник. Всего понемногу».

«Я очень общительный человек. Если у человека плохое настроение – все равно подниму. Чем-нибудь, как угодно, да подниму. Что-нибудь да обязательно скажу» (смеется).

— Вы оптимист? – спрашиваю я.

— Оптими-и-и-ист, – улыбаясь, протяжно отвечает Филипп Филиппович.

«Совет 20-летним? Не унывать! Быть оптимистом, радоваться жизни. Сперва, может, и не будет что-то получаться, как у меня. Не все ведь с топорами родились, верно? Опыт со временем приходит. Так что не унывать, работать, работать! Работать даже лучше нас!»

                                          Из планов на будущее

«Еще больше работать! Насчет работы – еще сильнее углубляться в творчество, внедрять все новые и новые идеи в проекты. Жизнь идет, а работа есть работа. Без работы человек никуда. Человек может застопориться. Ну, время придет еще посидеть! (смеется). Так что работать буду! Еще столько же, еще 23 года! Еще молодых научу всему, что я сам знаю, умею! Ой-ой-ой! Вот все режиссеры-выпускники с колледжа культуры прошли через мою сцену. Практиканты с колледжей, студенты ласково называют меня «Дядя Филипп» или «Убай Филипп» («убай» с якутского – старший брат, прим. ред.).

Любовь МАКСИМОВА

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью