Тойук
Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Тойук»
Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Тойук» основан в 1980 г. 33 лет работал при Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.
Основоположником была исполнительница якутских народных песен Елена Николаевна Чарпыкова, а также носители якутского фольклора, пропагандисты и исполнители народных песен, такие как Роман Егоров, Петр Кумечко, Михаил Тутукаров, Татьяна Пинигина, Петр Алексеев и др.
В 1981 г. коллективу присвоено звание «народный». В последующие годы руководителями были Мария Евсеева, Е. Варламова, Зоя Сысолятина, Галина Федорова, Мария Саввина, Амгаяна Григорьева, Екатерина Григорьева, Дмитрий Иванов, Валентин Исаков, Михаил Винокуров. Состав ансамбля периодически обновляется. В коллективе охотно занимаются молодежь и носители фольклора. Приобщаются к культурным истокам своего народа.
С годами репертуар ансамбля значительно пополнился. Ансамбль имеет фольклорное направление. Исполняет якутский эпос – олонхо известных авторов, народные песни, тойук, алгыс, является участником обрядово-ритуальных праздников, национального праздника ысыах, республиканских и городских мероприятий.
Тойуксуты, алгысчыты ансамбля пропагандируют народное творчество – фольклор, приобщают людей к традициям и обычаям якутского народа.
Основным направлением работы фольклорных коллективов республики является сохранение, изучение и пропаганда ценностей традиционной культуры, создание системы преемственности в передаче культурных традиций, народных обычаев и обрядов.
Ансамбль занимается в неделю 4 раза: 2 раза – основной состав (с 50 до 80 лет), 2 раза – молодой состав (с 40 до 60 лет).
Ансамбль имеет фольклорное направление. Исполняет якутский эпос – олонхо известных авторов, народные песни, тойук, алгыс, чабыр5ах, осуохай, является участником обрядово-ритуальных праздников, национального праздника ысыах, республиканских и городских мероприятий.
Тойуксуты, алгысчыты ансамбля пропагандируют народное творчество – фольклор, приобщают людей к традициям и обычаям якутского народа.
Возникал вопрос, какими способами приобщать молодежь традиционной культуры? Необходимо было разрабатывать специальные методики, для достижения к цели, старый, полузабытый аутентичный фольклор. Наконец, каким образом создать (или воссоздать) благоприятную среду для естественного функционирования фольклорных занятий и непринужденного усвоения их молодежи? Начались практические поиски оптимальных форм молодежного фольклорного коллектива, которые поначалу отталкивались от фольклорного ансамбля, в молодежном движении. Все эти проблемы решались, наконец – то руководителям стал молодой, талантливый певец Алексей Потапов.