2018-04-11

«Тетрис»: 20 лет в ритме танца

Просмотров: 365

 

Народному ансамблю современного танца «Тетрис» исполняется 20 лет. Именно столько он радует нас своим талантом. Композиции «Тетриса» – это всегда яркие идеи и смелые эксперименты, впечатляющая акробатика и невероятная пластика. Своё мастерство ребята оттачивают на многочасовых тренировках. На их счету победы в многочисленных республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. 29 апреля в Доме дружбы народов им.А.Е. Кулаковского состоится юбилейный концерт. В его преддверии наш разговор с художественным руководителем народного ансамбля «Тетрис» Татьяной Савочкиной.

 

 

— Как появился «Тетрис»? Почему выбрали такое название?

 

— Ансамбль был организован в мае 1998 года. Создателем является моя мама Тамара Игоревна Савочкина. А «Тетрис» — это один из первых номеров в нашем репертуаре, очень веселая композиция, где дети в разноцветных, ярких костюмах делают много перестроений, фигур. Танец напоминал популярную в те времена игру тетрис. В том же году мы поехали на международный фестиваль по Средиземноморью, который проходил по маршруту Италия –Турция – Греция — Израиль. Конкурс проходил на огромном лайнере со звездами эстрады. Мы повезли ряд номеров, в том числе и «Тетрис». Ведущий Андрей Билль, который занимался детскими творческими конкурсами, представил нас следующим образом: «Сейчас на сцену выйдет коллектив, который приехал к нам из далекой Якутии. Наверное, представите замороженных людей, но вы очень удивитесь. Это зажигательные ребята с необычным подходом в хореографии, очень яркие. Я видел их репетиции. Они пока еще не определились с названием, но я бы назвал этот ансамбль, как и их номер — «Тетрис». С каждым разом они представляют что-то новое и необычное». И после таких слов было решено, что не может быть никаких сомнений, мы «Тетрис». Вот так все и началось.

 

 

— Когда начали появляться успехи?

 

— 1998-99 годы стали для нас очень удачными. Это был период расцвета детских фестивалей, развития детского творчества, появилось множество программ по центральному телевидению: «До 16 и старше», «На балу у Золушки». Сейчас в прайм-тайм идет реклама, а тогда это время было закреплено за детскими передачами. И когда отправляли видеозаписи на просмотр в «Останкино», организаторы с радостью приглашали на телевидение. Мы даже деньги за участие не сдавали. Единственное, что сами оплачивали расходы на проезд. Поражал высокий уровень организации: на фестивале работали профессиональные операторы, режиссеры, участниками становились лучшие коллективы. Можно было поехать, заявить о себе. Потом случился кризис, детское творчество ушло на самотек. Но в самом начале пути «Тетрис» успел побывать на крупных фестивалях, например, на круизах – трижды, нас транслировали по «Первому каналу». Затем мы начали работать над своими проектами в Якутске. Очень тяжело переживать фестивали сейчас после того, как мы видели их безупречную организацию. Сегодня они превратились в большой бизнес, многие конкурсы это коммерция, которые привлекают внимание громкой афишей. Абсолютно всем раздадут по кубку, исчез соревновательный дух. Сейчас выезжаем редко и только на самые глобальные проекты. В прошлом году участвовали на Днях Якутии в Москве – это было настолько почетно, трепетно, душа радовалась. Мы с удовольствием показали номера «Знамя России», «Метелица», «Краса России», зрители невероятно тепло приняли и отметили высокий уровень нашего творчества.

 

 

— Что пожелаете людям, которые хотят заняться танцами?

 

— Начинающим танцорам советую не зазвездиться. Сейчас много возможностей. Учитывая,  что на конкурсах награждают большинство участников, победа обесценивается. Ребята рано считают, что они добились всех высот. Не останавливайтесь на достигнутом, работайте усердно, постоянно, потому что не бывает всего достаточно. Добился одного – достигай другой цели. Сейчас столько возможностей в хореографии, колоссальный уровень танцоров в центральных городах, что иногда поражаешься куда дальше. Если раньше образцом были сложные элементы балета, то сейчас методика хореографии с детства дает основы танца классического, народного, трюковые элементы, спортивную гимнастику (сальто, фляк – переворот назад, растяжка), элементы художественной гимнастики. Появилась тенденция знать и уметь все. При этом мало технически выполнять все безупречно, нужно, чтобы номер был интересным, зажигательным, плюс интересные идея и костюмы – это ценится во все времена.

 

 

— Расскажите о себе.

 

— В пять лет мама привела меня в ансамбль «Улыбка». Меня не хотели брать, я была самой маленькой. Видимо, боялись, что буду хныкать. Вздыхали-охали сначала, но все же мама настояла и меня взяли. Потом обнаружили, что у меня есть способности, я очень организованная, дисциплинированная, вскоре начала солировать. В школе также активно развернула культурно-массовую деятельность. С восьмого класса постановка всех танцев была на мне. Отвечала за все культурные мероприятия. Мне очень все это нравилось, было в радость. Затем мама создала «Тетрис», параллельно помогала ей. После окончания школы я поступила в Московский университет культуры. Не смогла без ансамбля, через два года приехала обратно, у меня два диплома – АГИКИ и ЯГУ. Получается в хореографии с 5, а постановочную работу веду с 13 лет. Сейчас смотрю те танцы, в принципе неплохо. А номера, которые ставила для ансамбля «Тетрис» в 16-17 лет, занимали первые места на международных фестивалях. Все началось с хобби, а стало делом всей жизни. Выражение «Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни», наверное, про меня.

 

 

— В чем черпаете вдохновение?

 

— В детях. Когда вижу улыбки, когда танцы приносят им счастье и они загораются идеей, с нетерпением ждут репетиций нового номера – вот главная мотивация. А еще большим стимулом для меня является мама. Она моя муза. Когда она просто рядом, у меня все получается, появляются дополнительные силы. На постановочных работах мне важно ее присутствие.

 

 

— Что считаете главным в танце?

 

— В танце нет одного чего-то главного. Как я уже сказала, недостаточно только техники, важна идея, душа. Я не очень люблю технические номера со сложными элементами. Должен быть рассказ в 3-4 минуты, причем желательно позитивный. Унылые, грустные танцы не мое. Выступление должно взять зрителя за душу. Например, наш танец «В молдавском саду» был создан к прошлому юбилею «Тетриса» в 2013 году. В нем нет ничего сверхъестественного в техническом плане: без махов, шпагатов, сальто, но он душевный, с лирической темой любви, от него веет молдавским колоритом и его настолько все полюбили, что он стал одним из хитов нашего репертуара. К слову, танец мы исполним на юбилейном концерте 29 апреля. А номер «Непогода», который я поставила в 19 лет, до сих пор помнят зрители. Тему несостоявшейся любви я передала через призму героев венецианского карнавала. На премьере люди плакали, многие подходили со словами, что увидели себя в этом танце. В этом году мы не стали полностью восстанавливать «Непогоду», представим отрывок. Вообще будет попурри из танцев разных времен с выпускниками ансамбля.

 

 

— Какие качества в ребенке вы учитываете при наборе в «Тетрис»?

 

— Как с каждым годом повышается уровень танца, так и растут требования к танцорам. Что удивительно данные у детей стали намного лучше. Если раньше только один ребенок из 30-ти  обладал растяжкой и чувством ритма, в наше время многие приходят уже с хорошей подготовкой, с растяжкой, правильной постановкой корпуса. В первую очередь мы требуем стройную фигуру. Очень печально, когда через 2-3 года подготовки ребенок начинает сильно полнеть, бывают слезы. Но все хотят на сцену, а там главное требование стройная как лань фигура. Второе — учитываем предрасположенность к растяжке. Некоторые говорят: «В «Тетрис» не берут, потому что ребенок не садится на шпагат». Это не так. Есть определенные методики, с помощью которых за пару движений  можно определить сядет ребенок на шпагат или нет. Даже если есть огромное расстояние до пола, гибкий ребенок сядет на шпагат. Детей, которые не подвержены растяжке, как правило, не берем. Рано или поздно приходят номера, где пойдут махи ногами, ребенок начинает страдать и мучиться, что все ноги держат 180 градусов, а он, допустим, не может. Даже если мы ставим его в танцы, где в основном надо играть лицом, он все равно будет чувствовать себя неуверенно. Также учитываем чувство ритма, способность выражать эмоции и дисциплинированность. Параметров много. После набора порой отсев идет в течение года.

 

 

— С какого возраста занимаются дети?

 

— В этом году у нас был набор с четырех лет. Мы ведем их весь период до 11 класса. И есть даже те, кто заканчивает школу, но продолжает заниматься. Обычно мы принимаем в группы «с нуля» с 5 до 8 лет. Если ребенок старше, то он должен иметь уже хорошую танцевальную или спортивную базу и растяжку. К слову, самый оптимальный возраст начала занятий танцами 5-6 лет.

 

 

— В чем особенность ансамбля?

 

— Фишка «Тетриса» в разноплановых номерах. Всегда находим интересные идеи и не работаем в одном конкретном стиле. У нас представлены все жанры: номера народного плана, народные стилизованные, на фольклорную тему, с классическим уклоном, спортивные, трюковые и в каждом из них присутствует идея, раскрывается определенный смысл. Бывает, что я могу видеть во сне будущий номер. Проснусь, а в голове рождается сценарий. Мы делаем и танцевальные спектакли, сценарии которых я пишу сама. Так, «Хранитель времени»  про волшебника, который поворачивает время вспять; в спектакле «По страницам волшебных историй» герои путешествуют по разным сказкам; «В гостях у Снежной королевы» она оказывается не злой, а доброй. Снежная королева говорит о том, что надо иметь друзей, которые помогут в трудную минуту, Хранитель времени призывает ценить время, не терять его понапрасну, ведь только в сказке можно повернуть его вспять. То есть через танцы и актерское мастерство мы доносим разные идеи, стараемся учить людей добрым идеям.

 

 

— Есть выпускники, которые связали жизнь с хореографией?

 

— Да, и немало. Выпускница 2017 года Олеся Полешко поступила в Краснодарский государственный университет культуры на хореографию. Помимо учебы она преподает в танцевальных школах и собирается в следующем году принять участие в проекте «Танцы» на ТНТ. У Олеси сейчас очень высокий уровень мастерства. Она ведущая студентка своего курса, везде солирует. Занималась в «Тетрисе» с 6 лет до 11 класса. Выпускница 2009 года Ирина Калита закончила Костромской государственный институт культуры по хореографии. У нее собственная школа танцев в Костроме. Владислав Бескрованных, выпуск 2012 года, пришел в «Тетрис» в 7-8 лет и занимался до 11 класса. Это редкий случай, когда парни настолько любят танцы. Объездил с нами все конкурсы, принимал участие в танцевальной олимпиаде. Сейчас он танцует в «Тодесе». Очень приятно, когда воспитанники самодеятельного коллектива показывают впечатляющие результаты.

 

Много детей пошли по фитнесу – смежному с танцами направлению, а также связали жизнь со спортом.

 

 

— Расскажите о юбилейном концерте.

 

— Юбилейный концерт пройдет 29 апреля. Дата выбрана неслучайно. Во-первых, исполнится 20 лет нашему коллективу. Во-вторых, это Всемирный день танца. В-третьих, это день рождения нашего директора Тамары Игоревны Савочкиной. Подготовка к концерту идет давно. В субботу, 14 апреля, прилетают наши выпускники из Москвы и Санкт-Петербурга, которые выступят с хитами последних 10-15 лет. В концерте также примут участие звезды эстрады, будет много совместных номеров с вокалистами, ансамблями города Якутска, артистами филармонии, виртуозами игры на инструментах. Конечно, будут новые танцы в разных жанрах. Шьются костюмы, записываются новые фонограммы. Будет интересный концерт. Такое шоу нельзя пропустить. Все новости в нашем инстаграм-аккаунте @tetris_dance

 

Айталина Аргунова

 

 

 

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью