2022-07-14

День косоворотки провели в Якутске

Просмотров: 722

ДДН провел русский праздник День косоворотки на территории народного пространства «Арт атриум». Это молодой праздник, в России отмечается с 2020 года, его миссия — укрепление национального единства русского народа и всех коренных народов страны, продвижение положительного образа русской культуры.

Празднество связано с Днем апостолов Петра и Павла, считавшимся на Руси началом сенокоса, когда у русского крестьянства было принято дарить взрослым сыновьям новые косоворотки, которые одевались именно в сенокосную пору.

На празднике горожане познакомились с историей возникновения косоворотки — рубашки с длинным рукавом и воротом, расположенным не посередине, а сбоку. Развернулась ярмарка декоративно-прикладного творчества, прошел прекрасный концерт, душевные выступления. Солистки народного хора русской песни «Раздолье», руководитель Мирослава Пигур; женский вокальный ансамбль «Индигир», руководитель Тамара Северьянова; солист детского вокального ансамбля «Раздолинки» Александр Мигалкин; ансамбль старорусских песен ямщицкого тракта «Ямские бубенцы», руководитель Ирина Стрекаловская; ветеран сцены, обладатель почетного знака «Лучший общественник» Нелли Дёминова; лауреат международных и российских вокальных конкурсов Арина Суюндюкова; виртуоз-аккордеонист Борис Корниенко; дуэт «Русская душа»; Долгун кыыһа исполнили народные мелодии, песни, блеснули русскими национальными костюмами.

История появления косоворотки

Национальный костюм – это достояние каждого народа, его гордость, его красота. Косоворотка – обязательный элемент русского костюма. Откуда появились и какими были косоворотки сейчас мы вам и расскажем.

Косоворотка — один из главных символов национальной самоидентификации русского народа; уникальное явление русской культуры. Она есть только в России; символ мужского благородства и красоты. Косоворотка обладает большим утилитарным потенциалом. От высокой моды до повседневной одежды, а ее адресная аудитория – безгранична!

Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства.

С крестьянством связана красивая и символическая семейная традиция дарения родителями новой косоворотки взрослому сыну на начало сенокоса. Традиционно, это случалось 12 июля (29 июня по старому стилю) в День апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивался Петров пост, в деревнях и селах их жители готовились к сенокосу. Сенокос длился обычно две-три недели и считался в русской деревне трудной, но праздничной порой: и женщины, и мужчины одевали на сенокос праздничную одежду, после работы устраивались хороводы, игры и пляски. Издавна в этот день – 12 июля — родители одаривали своего взрослого сына новой косовороткой, в которой он выходил в мир полноценным взрослым тружеником. Установление праздника «День косоворотки» призвано возродить в российском обществе в целом и каждой российской семье, в особенности, традицию ношения косоворотки как элемента национального костюма русского народа, а также его дарения родителями своим сыновьям с пожеланиями быть настоящими тружениками России.

Празднование Дня косоворотки теперь проводится ежегодно 12 июля. Это день апостолов Петра и Павла и начала сенокоса.

Петров день — народно-христианский праздник, отмечаемый 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день в Русской православной церкви совершается память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Петров день — ещё и проводы весны (пролетья). Вероятно, в этот день в языческие времена заканчивался летний свадебный сезон. Петровщина завершает комплекс летних купальских празднеств. В это время устраивались братчины, всем миром варили пиво, закалывали быка (на севере — оленя). Древнерусские братчины — общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной — являются наследниками древних обрядовых трапез. В этот день ходят в гости, принимают у себя, встречают родственников из других деревень.

Петров день в русском фольклоре именовался «Верхушкой лета». В этот день завершался Петров пост и начинался сезон сенокоса.

История праздника Петров день

Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.

На лугах ставили шалаши из тонкого теса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивался на козлах котел. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными в разных местах холщовыми пологами. Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где оставались маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодежь же обычно не появлялась дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям.

«Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается с нетерпением, в особенности молодыми людьми»,— писал в Географическое общество информатор  в 1866 году. Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжелый и напряженный по срокам труд. В деревне каждый шаг был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу.

Парни здесь одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни». Мужчины и женщины, а в особенности девушки, на сенокос «убирались в самое хорошее одеяние», как на «самый торжественный праздник», в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причину этого различия современник видел в том, что на сенокосе собирались «в один стан», а на жатве каждая семья работала отдельно.

О косоворотке

Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

Существуют несколько гипотез, почему русские сместили классический прямой разрез на левую сторону:

1. Предположение академика Дмитрия Лихачева, сводившийся к тому, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.

2. Знаменитый русский этнограф Дмитрий Зеленин полагал, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть.

3. Ряд исследователей придерживаются мнения, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Если бы запах был на иной стороне, то при ударе саблей или мечом в разрез было легко попасть – и тогда все, голова с плеч! Кстати, именно по этой же причине позже стали застегиваться ватные доспехи – на левую сторону, как у косоворотки.

Мужские косоворотки

Конечно, традиционно слово «косоворотка» употребляется по отношению к мужской рубахе. Традиционно шили ее из конопляного полотна, но затем добавились еще несколько основных материалов:

• хлопковая ткань;

• льняное полотно;

• шелк – для парадных, праздничных косовороток или нижних рубах знатных мужчин.

Рубашку носили постоянно; простолюдины – как верхнюю одежду, знать – как нижнее белье. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который иногда украшали кистями (для праздничных нарядов)

Рубашки могли иметь разное назначение и носились по определенным случаям:

покосница – праздничная рубаха, которую мужчины и женщины надевали на первый день покоса, то есть жатвы;

свадебная рубаха – обычно, она носилась как праздничная и часто передавалась по наследству, бережно хранилась;

повседневная рубаха и т. д.

Ткани для косовороток могли быть неокрашенными (для повседневных рубашек) или красились мастерами. Самой нарядной считалась красная косоворотка, которую часто носили женихи. На праздники тоже старались надевать косоворотку именно красного цвета.

Косоворотки обязательно красиво украшались вышивкой, которая имела обережное значение. Считалось, что определенные символы помогут отвести беду от владельца рубашки. Например, почти всегда вышивались ромбы – символ солнца на Руси. Часто на мужских косоворотках вышивали барвинок – это символ жизни, которая никогда не увянет. Нередко в качестве орнамента использовался виноград – символ плодородия.

Сегодня косоворотку продолжают носить не только участники творческих певческих и танцевальных коллективов. Последователи древнего благочестия – старообрядцы,  как в России, так и за ее пределами, до сих пор носят кафтан и косоворотку на богослужения, подчеркивая аутентичность русского костюма.

Женские косоворотки чаще всего назывались просто рубашками или рубахами. Это была основа женского костюма. Рубашки имели длину до пола; дома дозволялось ходить в одной только косоворотке, если, конечно, в избе не было гостей. Знатные женщины носили «горничные» домашние косоворотки из нежного шелка.

Поверх рубахи надевался сарафан (в северной культуре) или понева (на юге Руси). Рубашки у замужней и незамужней девушки отличались. Вообще рубахи шились для самых разных случаев:

повседневная рубашка – она была до пола и имела простой прямой крой; обычно, ее именовали «станом»;

жатвенная рубашка – миряне носили ее на первый день жатвы; наряд считался праздничным;

похоронные – траурные рубахи;

свадебные – самые счастливые и красивые рубахи, которые бережно хранились и часто передавались по наследству;

рубашки для ворожбы и других мистических обрядов – такая одежда называлась порукавкой и имела очень длинные рукава с прорезями, благодаря которым можно было их завязать или закрепить наручами; работать в такой одежде было невозможно, и поэтому возникло выражение «работать спустя рукава»;

убивальница – очень интересный вид рубашек для невест; последнюю неделю перед свадьбой девушка носила такой наряд и «убивалась» по девичьей жизни, которую она оставит после того, как выйдет замуж.

Интересно! Почти все женские косоворотки украшались вышивкой, причем даже с принятием христианства вышивали традиционные языческие символы – растительные узоры, ромбы, изображения коней, языческих божеств и их символик. Единственный вид рубахи у женщин, которая ничем не украшалась – это вдовья рубашка. Даже траурные похоронные наряды были красиво вышиты нитками.

Детские косоворотки

Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера. Причем существовало несколько интересных традиций при их шитье:

Одеждой ребенка всегда была только рубашка, и больше ничего.

Первая пеленка для новорожденного младенца, то есть его первая одежда, была ношеная косоворотка отца (для мальчика) или матери (для девочки). Считалось, что это оберегает ребенка от сглаза и порчи. По этой же причине абсолютно все детские рубашки были красиво вышиты – на ткани были обережные символы, например, орнаментальное изображение богини-Берегини.

Крой рубашек у девочек и мальчиков не отличался до достижения ими возрастов жениха или невесты, тогда одежда становилась такой же, как у взрослых.

После «обряда инициации» (то есть после признания подростка женихом или невестой) девочки и мальчики получали другую одежду. Девочки – юбку-поневу, мальчики – порты.

Детские косоворотки назывались рубашонками. Считалось, что это слово произошло от слова «руб», которое обозначало «отрез ткани». От этого же слова возникло и известное нам сегодня слово «рубаха» или «рубашка».

Ребенок получал косоворотку из новой ткани (новины) только после того, как ему исполнялось 3 года. До этого возраста считалось, что ребенок слишком слаб, и только мощная сила отца или матери, заключенная в ткани от их рубашек, позволяет защитить малыша от злых сил, от болезней.

Пресс-служба ДДН им. А.Е. Кулаковского

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью