2016-03-16

Этнический костюм: тенденции и особенности

Просмотров: 2528

1

 

В рамках первого международного кочующего фестиваля этнической моды “Солнечный олень” были представлены конкурсные коллекции по следующим номинациям:

. Традиционный этнический костюм

. Современный этнический костюм

. Сценический этнический костюм

 

2

 

Уникальность данного фестиваля заключается и в том, что он проходил в День народного мастера, который учрежден в Республике Саха ( Якутия) в 2012 году. Поэтому среди конкурсантов были как профессиональные художники – модельеры, так и народные умельцы. На что обращали внимание члены жюри в ходе своей далеко непростой задачи. Наверно в следующий раз есть смысл выделить в отдельную номинацию “Традиционный костюм коренных малочисленных народов”.

 

3

 

Были также предложения вывести в самостоятельный конкурс художников сценического костюма, где налицо свои профессиональные особенности в цирковом, театральном, хореографическом и других видах искусства. Интересным предложением незамедлительно распространившимся среди участников была идея воспользоваться ключевым словом “кочующийся”. То есть речь шла о проведении очередного фестиваля в том регионе, откуда родом обладатель главного приза фестиваля. Им стала— ЖАЛСАНОВА Дарима Батомункуевна из села Зуткулей Дульдургинского района Забайкальского края. Ее коллекция «Золотая грива» и коллекция Венеры Власьевны Макаровой «Обугэ кэрэтэ – Наследие прекрасного» Олекминского улуса стали обладателями Гран при Первого Международного кочующего фестиваля этнической моды «Солнечный олень».

 

4

 

Особо хотелось бы выделить удивительно найденный образ “Солнечного оленя”, который также был логотипом 1-го Евразийского конкурса высокой моды «Этно-Эрато» в Якутии в 2013 году.

 

5

 

Республика Саха ( Якутия) устойчиво закрепляет за собой право быть российским центром этномоды. Огромную поддержку в организации и проведении мероприятий международного уровня оказывают органы государственной власти республики. Но нельзя не сказать и о роли Дома дружбы народов имени А.Е. Кулаковского, точнее дружного творческого коллектива и умелого организатора, профессионала своего дела Генерального директора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Я. В. Игнатьевой. Я благодарна судьбе, что она свела меня с этим удивительно творческим и инициативным человеком.

 

6

 

Поскольку заявленная тема моего выступления касается тенденций и особенностей этнического костюма, остановлюсь на следующем моменте. Акценты в развитии мирового сообщества смещаются от материального изобилия к духовно-нравственным аспектам человеческого бытия, гармонии человека и природы на основе этнокультурных традиций. Художник – модельер, конструируя свою коллекцию, по сути, аккумулирует этнический костюм из прошлого в настоящее. Неслучайно среди конкурсных работ можно часто услышать идентичное название коллекций. То есть этнический костюм конструируется на основе традиционного опыта народных мастеров и профессиональных дизайнеров. Прошлое в наследии этнического костюма есть, оно вдохновляет на новые идеи. Но в меняющемся миропорядке очень важно не просто сохранить растущий интерес к этномоде, но и широко использовать этнические мотивы в современной одежде. Как мне кажется, наша легкая промышленность и швейное производство даже на примере Этно фестиваля вполне может ряд коллекций жилетов, детских костюмов включать в массовое производство. Насытившись ширпотребом из соседних стран, что можно было оправдать в сложные 90 годы прошлого столетия, нужно понимать, что за все эти годы выросло новое поколение, которому далеко не безразличны особенности своих этнических корней, в то же время оно требовательно к своему имиджу, к культуре одежды. Вот где поле для симбиоза творческого мастерства и реализации уникальных идей художников модельеров. Возьмите двух талантливых мастеров — косторезов Л. Кынтоярова и А.Михайлова, которые представили на фестивале творческую образную коллекцию «AVIS» и заняли первое место в номинации Этно Аксессуар.

 

В исходные данные этнического костюма могут быть включены как элементы художественного проектирования, конструкторского анализа, подбора сырья (войлок, лен, атлас, мех, кожа, лоза, конский волос, тесьма, золотые нити, натуральные камни и т.д.), так и учет особенностей традиционного образа жизни и природопользования народов, этнических групп. Фестиваль продемонстрировал именно эти характеристики. Например, в коллекции “Тропою предков” Я. и И Чемпосовых использованы были позвонки рыб, в коллекциях забайкальских мастеров –рыбья кожа; алтайских, башкирских и монгольских модельеров – войлок, забайкальских — платья из конского волоса. Как показывает анализ, характерные признаки этнического костюма отражают художественно – эстетическую взаимосвязь традиций народного творчества с конкретными климатическими условиями, традиционным образом жизни, соответствующей фактурой сырья и т.д. Именно в такой взаимосвязи этника всегда предстает как кладезь для современной моды. А потому такого рода проекты обречены ( в хорошем смысле этого слова)на удачу, поскольку они не просто актуальны и востребованы, но и корреспондируются с целями задачами современных отечественных нормативно – правовых документов, к числу которых следовало бы особенно выделить Постановление Правительства РФ “О федеральной целевой программе “Об укреплении единой российской нации и этнокультурном развитии народов России на период до 2020 года”. Именно два вектора: общегражданская идентичность и этничность, отражают особенности актуальной идеи патриотизма. Надо иметь в виду, что современная молодежь – это поколение, выросшее не несколько иных ценностях, обусловленных переходными процессами рыночных отношений, усиливающимся по разным причинам потока беженцев и вынужденных переселенцев, что в первую очередь ломает традиционную этническую карту страны. Перед современниками стоит возможно одна из актуальных проблем- сохранение так называемого постсоветского пространства в качестве основы евразийского сообщества. Следовательно, этническая компонента, по – прежнему, играет объединяющую роль в выстраивании модели единения наций на евразийском пространстве. Вот мнение заслуженного работника культуры Адыгеи Юрия Сташ. – “Отношение к красоте в разных культурах не одинаково. Национальный костюм как раз работает на то, чтобы сблизить народы, чтобы они лучше понимали друг друга. В сегодняшнем мире интеграция культур крайне необходима.

 

С этой точки зрения другой проект — Евразийский конкурс высокой моды национального костюма Этно Эрато- на протяжении 17 лет остается интересным и востребованным. Что такое этнический костюм? Это сконцентрированный образ определенного народа, это уникальные возможности для исследования происхождения многих народов, механизмов влияния традиционной одежды одних народов на другие, роли костюма в различных ритуалах и, наконец, это источник позитива и творчества.

 

Цель его – сохранение и дальнейшее развитие национальных традиций, демонстрация уникальных авторских коллекций национального костюма, его этнической самобытности и многообразия, сочетающегося с тенденциями современной этномоды.

 

Проект особенно востребован среди молодежи, талантливые модельеры получают неоценимый опыт, проводят мастер-классы, победители становятся лауреатами других престижных международных фестивалей, показов мод. За весь период среди конкурсантов выступали художники — модельеры, дизайнеры почти из всех регионов России, суверенных государств Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, Израиля, Нидерландов, Швеции, Китая, Монголии, Хорватии, Турции, Японии.

 

Проект уникален и рассматривается в настоящее время как явление в международной этнокультурной общественной жизни по ряду причин:

 

Первое. Главная цель Конкурса – содействие глубокому изучению этнокультурных традиций в одежде и быту, формированию интереса к культуре и искусству разных народов, взаимопроникновению и развитию международного диалога культуры мира. Конкурс дает возможности продемонстрировать уникальные особенности традиционного национального костюма, его этническую самобытность и многообразие, сочетающиеся с тенденциями современной высокой моды. Аналогов такому этнокультурному форуму в мире моды нет. Народные мотивы, национальные традиции в сочетании с современными тенденциями моды делают модели эксклюзивными, превращают дефиле в феерию красок и таланта.
Второе. Конкурс Этно Эрато иллюстрирует реальный механизм вовлечения художников модельеров, работающих с разными направлениями этнического костюма, создавая предпосылки толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов. Таким образом, проводимый Конкурс по таким номинациям, как: « Лучший славянский костюм», « Лучший костюм народов Кавказа», « Лучший восточный костюм», «Лучший костюма народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Лучший костюм финно- угорских народов», « Ретро этнического костюма», «Этнические мотивы в современном костюме» создает условия в развитии диалога культуры мира, с одной стороны, а с другой, создает реальные предпосылки по усилению гуманитарной составляющей в развивающихся процессах евразийского пространства. Вводилась также в качестве пилотного проекта номинация «Лучший костюм народов Африки».

 

Таким образом, сама идеология конкурса направлена на интеграцию культур разных народов. Аналогов такому этнокультурному состязанию, базовые принципы которого раскрывают уникальные особенности этнического костюма разных цивилизаций, в мире нет. Конкурс дает возможность продемонстрировать многообразие дизайнерских и художественных решений в конструировании этнического костюма и богатство красок, сочетающихся с тенденциями современной моды.

 

Третье. Конкурс открывает новые имена, предоставляя возможность молодым дизайнерам вхождению в мир высокой моды. Проект вовлекает, прежде всего, талантливую молодежь к творчеству и мотивирует интерес к национальному костюму. Уже стало хорошей практикой представлять на Конкурсе дипломные работы выпускников вузов, готовящих дизайнеров, художников – модельеров.

 

Четвертое. Конкурс набирает обороты в расширении сотрудничества на евразийском пространстве, в том числе взаимодействие этнокультурных общественных объединений граждан с государственными структурами в вопросах оказания поддержки молодым художникам дизайнерам. За прошедшие годы Конкурс Этно Эрато стал той площадкой, когда иллюстрируется мастер класс высокой моды национального костюма. Народные мотивы, национальные традиции в сочетании с современными тенденциями моды делают модели эксклюзивными, все интенсивнее расширяя географию его участников. Кроме того, по замыслу организаторов, конкурс содействует более глубокому изучению национальных традиций в одежде и быту, формированию интереса к культуре и искусству разных народов, взаимопроникновению и развитию международного диалога культуры мира. Это ежегодное дефиле, получившее название от имени музы любовных песен Эрато, объединяет модельеров из стран СНГ и дальнего зарубежья и не имеет аналогов в мире.

7

Евразия на подиуме Якутии

 

Стало очевидным, что старые механизмы развития культурного сотрудничества уже не успевают за стремительным развитием ситуации, которые ставит современные реалии. Уровень социализации этнокультурных объединений граждан настолько возрос, что политизация этнического фактора может иметь далеко идущие последствия. Осмысление накопленного опыта культурного сотрудничества и перспективных направлений в этнокультурной сфере находятся на пересечении исследовательских поисков целого ряда наук в гуманитарной сфере, что особенно важно при чтении вузовских курсов. В качестве примера можно проиллюстрировать мощное воздействие национальной традиционной одежды с образом жизни народа. В национальном костюме воплощена летопись исторического развития и художественного творчества. Она тесно связана со спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями среды обитания. Интерес к истокам истории, культуры, традициям, в том числе к национальной одежде постоянно растете и среди молодежи. Этнический костюм аккумулирует в себе традиции народа, его психологические особенности. Он вбирает в себя народную музыку, родной язык, фольклор, народные промыслы. Надо видеть какое единение происходит в зале Гала – концерта Евразийского конкурса высокой моды национального костюма Этно Эрато, когда зрители разных национальностей на едином дыхании принимают эту красоту. Это можно увидеть и в традиции якутского этнического праздника ЫСЫАХ, поскольку в национальной одежде можно видеть всех: от главы Республики до маленьких детей. И я выражаю еще раз искреннюю благодарность гражданам Якутии, которые много делают для сохранения особенностей традиционного этнического костюма народов, проживающих в этом суровом, но прекрасном крае Российской Федерации.

 

8 9 10 11

 

Р.М. Канапьянова доктор политических наук, профессор МГИК,

автор и координатор проекта Евразийского конкурса высокой моды национального костюма Этно Эрато.

Поделиться

Переход на предыдущую и следующую статью